Ленинградская хрюшка зимой / Александр Арефьев
Ленинградская хрюшка зимой
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Александр Арефьев Арефьевский круг Пейзаж Россия 1959 7884
    В начало каталога >>

Александр Арефьев (1931-1978)

Арефьев Александр Дмитриевич родился в Москве в 1931 г. В 1942 году он поступил в среднюю художественную школу, в 1949 из 9 класса был исключен "за формализм". В 1950 поступил в Медицинский институт, в котором проучился три года. Он относился к поколению, потрясенному войной, которое долго испытывало фантомные боли души. Его взгляд болезненно реагировал на страдания, может быть, поэтому мир его образов - это преимущественно жутковатый мир питерских коммуналок и двориков; его произведения отличает нескрываемый драматизм, в каждой его работе эмоциональный накал, кажется, достигает предела.

Легенда ленинградского андеграунда, культовая фигура среди нонконформистов, Арефьев до сих пор остается одним из самых загадочных персонажей в истории русского искусства XX века. Прирожденный лидер, уже в стенах знаменитой ЛСХШ (Ленинградской Средней художественной школы) он стал главой содружества, именовавшегося «Орденом непродающихся живописцев». То была первая в Ленинграде группа художников (совсем юных, но уже художников), противопоставивших себя советской системе. Впоследствии одноклассников Арефьева Владимира Шагина, Валентина Громова, Рихарда Васми и Шолома Шварца искусствоведы назовут «художниками арефьевского круга». (Представленная картина, возможно, принадлежит кисти одого из них). Крайне импульсивный и безудержный во всех своих проявлениях, Арефьев постоянно отравлял своим существованием трудовые будни милиции и КГБ.

В 1948 году Арефьева только что исключили из ЛСХШ. Ему 17, и он хочет писать картины на сюжеты из современной жизни. Юношу притягивает быт послевоенного Ленинграда — уличные драки, парочки на скамейках, голодные хрюшки на помойках, танцульки. Женские классы бань заменяют ему и его товарищам школьные постановки обнаженной модели. «Подсматривания эти были сопряжены с риском. И даже для жизни. Однажды штабель дров высотой в два этажа, с которого был виден женский класс бани, распался по бревнышку под таким охотником объектов. Еле из-под них выбрался».

Он дважды отсидел срок в лагере, в 1977 году эмигрировал и умер в Париже, успев прожить год в городе, о котором грезили все ленинградские живописцы. На Западе востребован не был - уже наступило время иного, «постмодернисткого» искусства, а здесь, в Петербурге, его открытия оставались актуальны до начала 1990—х годов. Cегодня трудно говорить об Арефьеве-художнике: большая часть его работ утеряна или вывезена за рубеж. Слава живописца неадекватна его наследию. Два десятка не лучших картин и несколько сот рисунков, оставшиеся в России, у внимательного зрителя порождают вопрос: «А был ли мальчик?»

Работы находятся в ГРМ и Музее нонконформистского искусства, С.-Петербург; Zimmerly Art Museum, Нью-Брансвик, США; в частных коллекциях Петербурга, Москвы, Европы. Александр Дмитриевич Арефьев умер в 1978 году в Париже.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/arefev.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru