Хрюшки в городе / Павел Филонов
Хрюшки в городе
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Павел Филонов Русский авангард Жанровая сцена Россия 1930 4007
    В начало каталога >>

Павел Филонов (Filonov) (1882-1941)

Я со стены письма Филонова
Гляжу, как конь усталый, до конца.
И много муки в письме у оного,
В глазах у конского лица -

Велимир Хлебников - о своем портрете работы Филонова

Русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 8 (20) января 1883 в семье кучера. Рано осиротел. Учился в живописно-малярных мастерских (1897–1901), школе-студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1903–1908); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908–1910). В 1905–1907 путешествовал по Волге, Кавказу (Новый Афон), ездил в Иерусалим (через Константинополь). Был членом «Союза молодежи» (с 1910), после распада последнего вместе с Д.Какабадзе организовал недолговечную группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“» (1914). В те же годы сблизился с В.В.Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму Пропевень о проросли мировой (1915), где антивоенный пафос сочетается с мистическими мотивами всеобщего преображения человека и природы.

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.

Вернувшись с фронта в Петроград (1918), мастер активно включился в жизнь искусств. Он стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал Декларацию «Мирового расцвета» (1923), на базе которой в 1925–1927 сложился коллектив его учеников и последователей («Мастера аналитического искусства»). Его произведения этих лет эпически «формулируют» целые монументальные пласты жизни (так называемые «формулы» пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия «голов»). Однако, при всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально (так же, как в прозе А.П.Платонова) сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930), пресса делает «филоновщину» объектом систематических нападок. Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако его попытки создать «тематическую картину» в духе не имели общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные «формулы» 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой – он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н.Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным). Умер Филонов в Ленинграде 3 декабря 1941.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/filonov.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru