Степь. Утро. Купание хрюшек / Павел Кузнецов
Степь. Утро. Купание хрюшек
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Павел Кузнецов Русский авангард Пейзаж Россия 1913 4584
    В начало каталога >>

Павел Кузнецов (Kuznetzov) (1878-1968)

Кузнецов, Павел - выдающийся русский живописец элегического стиля. Родом из Саратова, откуда происходили и другие замечательные художники-стилисты конца XIX века: В. Борисов-Мусатов, П. Уткин. Кузнецов был сыном иконописца, внуком садовода. Много общего было у него с Н. Сапуновым и М. Сарьяном, с которым он разделял увлечение Востоком. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у В. Серова, испытал влияние поэтики символистов и художников Модерна, прежде всего М. Врубеля, был членом кружка С. Мамонтова. В 1904 г. Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза». В 1904 г. Кузнецов стал одним из организаторов объединения московских художников «Голубая Роза», с 1902 г. входил в общество «Мир искусства». Кузнецов создал совершенно новый живописно-пластический стиль. В его картинах «предметные качества как бы целиком переходят в живописные... Своеобразная сдержанная музыкальность создается цветовым и линейным ритмом». Некоторая бесплотность, изысканность форм, загадочность нежно-голубых, перламутровых, фиолетовых и розовых тонов — как раз то, чего ранее так не хватало русской живописи: подобная пластика цвета встречалась лишь у древнерусских живописцев и фрескистов, А. Рублева, Дионисия. Но эти качества сочетаются у Кузнецова с европейской утонченностью, гармонией цветовых форм и интервалов, живописных троп — метафор и олицетворений. Кузнецов соединил «старое и новое». Увлечение П. Гогеном, А. Матиссом, П. Боннаром сменилось у него стремлением к изображению азиатских степей.

Павел Кузнецов в экзотических первобытных краях, среди кочевников Киргизии, обрел большой стиль, «гранд арт», которым бредила эпоха — стоило ему почувствовать ритм пологих степных холмов и яркость их красок («Купание хрюшек»).

А. Эфрос, очевидно имея в виду знакомство художника с выставкой Гогена в Париже в 1906 г, очень тонко подметил, что «путь Кузнецова на Восток лежал через Париж». Поэтому и в восточных сюжетах появляются близкие его сердцу саратовские хрюшки (правда, в поздних вариантах этого сюжета замененные на барашков).

Дом художника, в котором совсем недавно открыт музей, стоит на бывшей окраине Саратова, у живописного Глебучева оврага. При нем была мастерская, которую организовал еще его отец, иконописец Варфоломей Кузнецов. Из этого большого дома Павел Кузнецов отправлялся в летние кочевья за Волгу, где начинались вдохновлявшие художника бескрайние степи. Напротив дома, на склоне Соколовой горы, цвели городские сады. По собственным словам Кузнецова, осенью он доходил “до бреда от красоты... Живу в золоте и серебре красок настроения…” Сейчас в отреставрированном Доме Кузнецова проходят временные выставки. Заведующий филиалом Игорь Сорокин ожидает реставрации и большого кирпичного дома, стоящего по соседству. В нем можно будет открыть картинную галерею с монографической экспозицией творчества Павла Кузнецова. Ведь в фондах музея хранится около 400 произведений мастера — крупнейшая в мире коллекция.

. Его произведения находятся также в ГТГ, Москва; ГРМ, С.-Петербург; Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева, Musee d'Orsay в Париже и др. музеях и частных коллекциях

 

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/kuznecov.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru