Пир трех князей (молодая хрюшка и молодое вино) / Нико Пиросманашвили
Пир трех князей (молодая хрюшка и молодое вино)
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Нико Пиросманашвили Примитив Жанровая сцена Грузия 1908 4993
    В начало каталога >>

Нико Пиросманишвили (1862 - 1918)

Нико (Николай Асланович) Пиросманишвили - известный грузинский художник-самоучка. Почти всю свою жизнь провел в Тбилиси. Писал в наивно-примитивной манере вывески для духанов-столовых, увеселительных заведений, картины на темы из жизни горожан, а также пейзажи, натюрморты, изображения животных. Пиросмани, со свойственным ему непосредственным, наивно-поэтическим видением мира, создал величаво-торжественные по духу произведения, персонажи которых внутренне драматичны, и внешне спокойны, романтичны и не лишены конкретных бытовых черт. Пластически завершенные по форме произведения Пиросманишвили отличаются статичностью четко построенных композиций, часто многоплановых (как бы действие во времени), строгим, сдержанным колоритом с введением немногих ярких цветовых пятен. Дом-музей художника находится на его родине, в селе Мирзаани, Цителцкаройского района.

Живопись Пиросманашвили "открыли" весной 1912 г. три футуриста, которые стали и первыми собирателями его картин, — художники М.В.Ле-Дантю (1891-1917), Кирилл Зданевич (1892-1975) и его младший брат Илья. С этого "открытия" началась известность грузинского примитивиста, вышедшая за пределы духанов, началась его "вторая жизнь", по точному определению Э.Кузнецова, автора лучшей книги о Пиросманашвили (1984). Об истории "открытия" народного художника из села Мирзаани известно главным образом из статей и книг о нем К.Зданевича. В начале 90-х исследователи (А.А.Стригалев и А.С.Шатских) установили, что картины "маляра Николая" в тифлисском духане первым увидел на рубеже марта-апреля 1912 г. Ле-Дантю и вскоре приобрел несколько работ, а в письме к матери назвал его "гениальным" (лично познакомиться с Пиросмани ему так и не довелось). В 1923 г. Ильязд выпустил в Париже заумную книгу "ЛидантЮ фАрам", посвященную памяти своего друга Ле-Дантю.

И.Зданевич неоднократно обращался к творчеству и образу Пиросмани в своих статьях, неизданных записках (на русском и французском языках), а также в своих литературных произведениях. 1912 год был знаменательным для И. Зданевича — как начало его активного участия в футуристическом движении, когда он стал выступать с лекциями на вечерах и диспутах футуристов, и как год "открытия" Пиросманашвили. Художник и судьба его работ (в семейной коллекции в Тифлисе хранились 54 картины Пиросмани) — постоянная тема переписки братьев Зданевичей.

Таким образом, творческая судьба русского поэта-авангардиста Ильи Зданевича тесно связана с мифопоэтической биографией и судьбой Нико Пиросманашвили. Литературный дебют Зданевича — письмо-статья (в грузинском языке эти слова — синонимы) "Художник-самоучка", опубликованная в тифлисской газете "Закавказская речь" 10 февраля 1913 г. под псевдонимом "И-вич". Эта статья фактически открыла Пиросмани общественности. Через месяц, в марте, по инициативе И.Зданевича и Ле-Дантю четыре принадлежавшие им работы Пиросманашвили были экспонированы на московской выставке "Мишень". Через год в газете "Восток" (1914, 29 июня) Зданевич напечатал вторую статью — "Нико Пиросманашвили", где в несколько эпатажной форме еще раз пытался привлечь внимание к драматической судьбе "нашего Николая" (в черновой редакции он назвал статью "манифестом"). Он, в частности, писал: "Пиросмани нашел стиль своей эпохи, и только он один, ибо передать ее иначе, чем передал он, — невозможно".



Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/pirosmani.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru