Букет хрюшек и жужелицы / Одилон Редон
Букет хрюшек и жужелицы
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Одилон Редон Символизм Натюрморт Франция 1906 5617
    В начало каталога >>

Одилон Редон (Redon) (1840 — 1916)

“Истинное искусство заключается в реальности прочувствованной”.

Одилон Редон

Французский график и живописец. Учился в Школе изящных искусств в Париже (с 1861 ) у Ж. Л. Жерома. Был близок к писателям-символистам, а также к художникам группы "наби". На основе ассоциаций с природными формами создавал мир фантастических существ и, вводя в него вполне реальные детали, добивался эффекта смешения сна с явью, болезненно-мистической недосказанности (серии литографий - "В мире мечты", 1879, "Эдгару По", 1882, "Ночь", 1886, "Апокалипсис свыше Иоанна", 1889).

Редон в своих поисках потустороннего, мистических пространств, выступал (явно или неявно) антиподом Сезанна, сосредоточившимся как раз на жизни внешней формы, вернее формы картины. Этот антисезаннизм сыграл злую шутку с Редоном: до сих пор у него не было ни одной монографической выставки на родине, в самой Франции. Максимум, на что он мог рассчитывать, — это вносить свои сумеречные ноты в и без того полутемные залы пастели в музее Орсэ.

В 1998 году, в Париже наконец решили показать работы художников, которые занимались скорее "сном разума", чем его светом. Саму эту тягу к кошмарам во Франции считают чуждой европейской рациональности, корни которой восходят к эпохе Просвещения. Часть представленных на выставке художников, работали именно в эпоху рождения просветительского мифа — Канова, Гойя, Уильям Блейк, другие во времена, которые современники прославляли как торжество техники и прогресса, — Одилон Редон, Рене Магритт, последние в послевоенную эпоху, когда Освенцим похоронил всякие надежды обрести рай "здесь и сейчас". Всех их объединяет цвет. Темные, серые тона довлеют в рисунках, на фотографиях и видеоэкранах.

В 1890 Одилон Редон создал “Летающее чудовище” - один из самых страшных своих рисунков. Смертельный образ летающего шара если и не вызван сообщением о загадочной гибели Ван Гога (его Редон мог получить от их общего знакомца Э.Бернара), то с помощью недюжинного дара ясновидения выловлен из атмосферы трагических будней. (Одна из версий гибели Ван Гога - смерть от шаровой молнии)

Но Редон не всегда так мрачен и трагичен. Он писал и тонко декоративные натюрморты. Хотя составлял их он помимо цветов из не совсем обычных предметов. Нежные хрюшки появились в его картинах на рубеже веков, чтобы навсегда остаться еще одним доказательством невозможности до конца понять источник фантазии любого художника.

Лит.: Berger К., Odilon Redon: Phantasie und Farbe, Köln, 1964.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/redon.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru