Хрюшка в виде Клеопатры / Ян Зрзавый
Хрюшка в виде Клеопатры
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Ян Зрзавый Сюрреализм Фантастическая сцена Чехия 1952 4376
    В начало каталога >>

«После Редона, Мунка и Руссо наиболее сильный и незабываемый импульс духовной живописи дал Ян Зрзавый»

Джорджо де Кирико.

Чешский живописец. Фантастические и национальные пейзажи, иллюстрации к произведениям европейских и чешских писателей часто отличаются лиризмом, ясностью утончённого линейного ритма; религиозные и жанровые композиции («Хрюшка в виде Клеопатры», 1952), пронизанные нотами меланхолической созерцательности, близки эстетике символизма.

Ян Зрзавый родился в 1890 г. в г. Вадине в Восточной Чехии. В 1906 г. шестнадцатилетним юношей переехал в Прагу, где поступил в Художественную ремесленную школу. Этот чувствительный, замкнутый в себе юноша, одаренный безграничной фантазией, уже в 1907-1908 гг. создал свои первые символистические шедевры, вошедшие в историю современной чешской живописи: Долина печали, Веселые странницы, Автопортрет I и II, Антихрист и пр.

Зрзавый характеризовал основное чувство, вызываемое Долиной печали, как «застывший покой и боязливое ожидание» ответа на страшный вопрос жизни (при попытке описать ее «как процесс»): Зачем и Почему? Поэзия многих последующих произведений Зрзавого была поэзией застывшего покоя и ожидания, тишины, медитации и немого обращения к зрителю, исканием извечной сути жизни, равно, как извечной сути формы, цвета и света.

В 1918 г. Зрзавый впервые устроил свою выставку в галерее «Салон Топича» в Праге и в том же году участвовал и в выставке группы «Тврдошийини» («Упорствующие»). С этого времени его произведения вышли из затворничества ателье и вызвали повышенной внимание.

«Мое искусство …., демонстрирует состояния души, стоящие на якоре в полной темноте подсознания человеческого существа…. В области живописи оно означает введение массы в духовную сферу и проникновение психических сил в эту массу…».

С начала двадцатых годов в творчестве Яна Зрзавого стали проявляться новые тенденции развития. Эта были попытки определить свое отношение к своеобразию современного мира и, в частности, современного крупного города. К основной концепции художественного произведения, вырастающего из подсознания, теперь присоединилась конфронтация с реальностью современного ему социума.

Последние произведения Яна Зрзавого (период с 1956 г.) явились результатом его вдохновения при встрече и новым открытии искусства античности. Он опять вернулся к своим ранним темам, но как бы переосмыслил их с позиций вечных ценностей: «В зрелые годы человек по иному смотрит на проявления жизни, уже знает, что бесценно и на что жалко терять свои силы. Нет уже времени на экспериментирование и ошибки… Человек уже не хочет быть обманутым, он должен понять, что смысл и цель жизни, наивысшая ее мудрость и правда – это Красота». Так написал Ян Зрзавый, любуясь прекрасными формами Хрюшки-Клеопатры, вдохновившей его на последний шедевр (remake картины 1908 г.).

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/zrzavy.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru