Логистика

Every Consumer has right have an access the right product or service in the right quantity and the right quality and conditions , at the right time , at the right place , for the right price , at the right costs .

The Declaration of Consumer Rights

(Каждый потребитель имеет право на доступ к нужному продукту или услуге в нужном количестве и нужного качества, в нужное время, в нужном месте, по устраивающей его цене и устраивающими его издержками.

Декларация прав потребителя)

 

Отличие логистического подхода заключается в интеграции (технической, технологической и экономической) отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов. Одно из определений принятых на конгрессе в Хельсинки гласит: «Логистика представляет собой общую: стратегическую, тактическую и операционную точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».

В мировой практике уже с середины 70-х годов логистика стала целеполагающей сферой деятельности и прежде всего потому, что в современном бизнесе существенно возросло время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат – см. Рис. Л1).

Этот повышенный интерес к логистике за рубежом связывают с тем, что при данном подходе обеспечивается значительное (на 30-50%) сокращение всех видов запасов материальных ресурсов, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, сокращение (на 25-45%) времени движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя, снижение затрат на производство, дистрибуцию и наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Интеграция различных функций товародвижения дает возможность устанавливать оптимальное соотношение интересов различных компаний и подразделений фирмы, достигать на этой основе минимизации совокупных издержек и получать такой общий результат деятельности, который превосходит сумму отдельных эффектов.

Эффективность логистической системы и определяется уровнем логистических издержек, необходимых для достижения наилучших значений такой группы показателей деятельности компании, как: готовность товара и обязательность в поставке, гибкость и качество поставок, сокращение времени выполнения заказа, информационная готовность (см. Рис. Л2)

В первую очередь, значения этих показателей непосредственно зависит от уровня организации бизнес-процессов в компании. В узком смысле этого термина, логистика – это и есть организация процессов разного типа. Но если в зарубежных компаниях сейчас все внимание сосредоточено на задаче их оптимизации, то большая часть наших предприятий еще не решила предыдущую - выстроить процессы в более или менее приемлемую систему, для чего, прежде всего, необходимо их формальное описание.

Только решив эту задачу и научившись получать необходимую информацию о материальных потоках (см. Рис. Л3), можно начать целенаправленное управление показателями качества логистической системы с применением специальных методов, применяемых в каждой из компонент логистики.

Поэтому в российских условиях большинство логистических проектов, так или иначе, сводятся к проектам по описанию и приведению в порядок бизнес-процессов компании (см. Процессы), что пока дает наибольший совокупный эффект (см. также «К вопросу оптимизации процессов»).

Другим ограничением, которое надо учитывать при выборе тем логистических проектов, является неприменимость многих мировых стандартов и техник логистики (например, SIC или JIT) для большинства российских компаний, действующих в условиях быстро меняющейся среды при общем низком уровне деловой культуры (как внутренней, так и внешней - прежде всего необязательности в партнерских отношениях). Зачастую, даже начиная проект в области решения частной задачи (например, управления запасами в оптовой торговой компании) мы приходим к необходимости интеграции чисто логистических техник с постановкой процессов в других функциональных областях (см. Бюджетирование и управление запасами).

Однако, тот значительный эффект, который может быть получен при успешной реализации логистических проектов делает их все более популярными.

Примерные темы проектов:

  1. Идентификация и совершенствование логистических процессов компании.
  2. Постановка логистических систем:
    • управления запасами,
    • управление закупками
    • управление распределением
    • складская логистика
    • транспортная логистика
    • производственная логистика

Инструментом реализации проектов является функционально-ориентированный модуль БИГ-Мастер 7.2 Бизнес-процессы Организация бизнес-процессов и структур данных (с построением IDEF диаграмм) см.

Дополнительно проводятся работы по интеграции логистических данных, содержащихся в учетных системах предприятия, а также специализированный семинар «Постановка логистики в компании» (ведущий Т. Р. Терешкина), материалы которого использованы при написании данного раздела.

Типовые схемы работ, выполняемых в ходе проектов приведены в таблицах:

См. Также: «Краткий терминологический словарь и библиотека техник логистики».

Методология, применяемая для реализации проектов в области логистики изложена в следующих статьях >>

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/consulting/consulting_projects/logistics/
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru