Ближайшие семинары БИГ-СПб
Как управлять организационной структурой в условиях постоянных изменений? Узнайте об этом на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп» (БИГ-СПб) подробнее...
Самые актуальные
темы сайта
Сравнительный анализ инструментальных средств бизнес-инжиниринга
(аналитические материалы по позиционированию ПМК БИГ-Мастер)
 
 
Презентация компании
Видео-презентация, в которой рассказано о разработанных компанией БИГ методах, подходах и инструментах направленных на повышение эффективности бизнеса
Новости
Теперь Вы можете самостоятельно изучать вопросы построения процессной компании
Растет число пользователей системы моделирования нового поколения ОРГ-Мастер ПРОФИ

 

Бизнес под зонтиком

Во время кризиса российским компаниям потребовалось управлять материальными потоками "как надо", а не "как получится"

Андрей Бочкарев

Управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров становится нормой на Западе. А все потому, что там стремятся избежать проблем в своей компании. Дело прежде всего в логистике. Как известно, это организация бизнес-процессов в фирме, призванная повысить эффективность управления материальными и информационными потоками. Для эффективного же управления, скажем, материальными потоками необходима стабильная работа как поставщиков, так и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Вот и получается, что менеджеры вынуждены лезть в чужой огород, хотя на самом деле заботятся о собственном.

В России таких попыток не делается или почти не делается, хотя проблема надежности партнеров для отечественных менеджеров часто куда более актуальна, чем для иностранных коллег. И дело опять в логистике: нельзя сказать, что наши компании ей не занимаются, если бизнес существует - значит, он как-то организован. Но организовать его можно по-разному: на уровне здравого смысла или с учетом мирового опыта. Российские компании в основном предпочитали первое, вот им теперь и не до управления партнерами - хорошо бы хоть внутренний порядок навести.

Единство времени, места и действия

Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредной привычки

управлять отдельными подразделениями ради управления сквозным материальным потоком. Когда во время кризиса все кинулись снижать издержки, своеобразным тестом на наличие у руководителя логистического мышления мог быть принцип "одного зонтика". Суть его в том, чтобы управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям.

Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товара, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А, скажем, экономию на упаковке груза легко свести на нет, повредив его при доставке, уменьшение же площади складов может привести к остановкам в производстве. В логистике не обходится без парадоксов: некоторое увеличение затрат в одной области должно привести к их экономии по системе в целом.

Правда, чтобы управлять издержками, мало понимать, что все они взаимосвязаны. Нужно точно знать, на что и сколько компания тратит. В этом поможет калькуляция издержек на логистику (см. схему 1). "Чтобы иметь возможность влиять на издержки, нужно знать не только, во что обходятся отдельные функциональные области логистики: закупка, складирование, транспортировка, производство, распределение. Нужно еще и представлять, сколько тратится на логистику тех или иных продуктов, - говорит независимый консультант Татьяна Терешкина. - Это позволяет выявить в общей сумме, потраченной, к примеру, на закупку сырья и материалов, сумму, пущенную на отдельный бизнес-процесс по выпуску конкретного продукта. Можно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать".

Метод ABC с вариациями

Структурировать все бизнес-процессы сразу очень сложно и дорого. Можно пойти по классическому пути и заняться оптимизацией управления запасами. Тем более что, по оценкам специалистов, здесь зарыто до 50% всех логистических издержек российских компаний. Многие руководители это знают и начинают именно с этого, но через какое-то время вязнут в большой номенклатуре сырья или продуктов.

Эффективно управлять запасами поможет уже упоминавшийся в практикуме метод ABC, или "восемьдесят на двадцать", согласно которому 80% стоимости запасов дают 20% наиболее дорогих товаров - группа A. К группе B относится треть товаров, которые составляют 15% стоимости всех ресурсов, а к группе C - оставшаяся половина товаров, удельный вес которых в общих затратах составляет лишь 5%. Естественно, начинать наводить порядок нужно с самой маленькой и самой дорогой группы A.

Метод ABC весьма быстро набирает популярность среди отечественных руководителей, причем не только в деле управления запасами (чаще всего его используют для анализа дебиторской задолженности и отслеживания ценовых колебаний на рынке). Однако, по мнению специалистов, наибольший эффект дает применение этого метода в комбинации с другой, пока мало известной в России техникой - XYZ.

XYZ-анализ позволяет классифицировать запасы в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, что особенно важно для торговых фирм. Категория X - это группа, которая характеризуется стабильной величиной потребления (например, если речь идет о сырье, то существуют нормы расхода каждого вида сырья) и высокой точностью прогноза срока потребления. К категории Y относятся ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Наконец, ресурсы, относимые к категории Z, используются нерегулярно, величину их потребления прогнозировать сложно.

Наложение результатов XYZ-анализа на данные метода ABC позволяет разбить запасы на девять блоков, каждый из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них (см. схему 2). В управлении этими блоками существуют определенные закономерности. "Как показывает практика, категории CX, CY, CZ управляются одинаково. Скажем, для среднего промышленного предприятия планирование таких запасов происходит обычно на год, с ежемесячной проверкой наличия на складе, - говорит г-жа Терешкина. - Что касается категорий BX, BY, BZ, то здесь могут быть как совпадения (например, по срокам планирования), так и различия (по способам доставки). А для категорий AX, AY, AZ всегда вырабатываются индивидуальные способы управления. Так, для категории AX можно рассчитать оптимальный размер закупок и применить технологию just in time. А для категории AZ этого сделать нельзя, значит, придется формировать резервный запас".

Особенности национальной логистики

Управление запасами позволяет получить быстрый эффект. Однако это не решает всех задач, которые стоят перед отечественными компаниями в области логистики. Тут срабатывает все тот же принцип "одного зонтика" - оптимизация одного, пусть и самого важного участка неизбежно потянет за собой проблемы во всей цепочке. Но если большинство иностранных компаний сейчас сосредоточено на том, чтобы оптимизировать свои бизнес-процессы, то большая часть российских фирм еще не решила предыдущую задачу: выстроить их в более или менее приемлемую систему. "В последнее время появилась возможность и, главное, потребность в этом, - считает Вячеслав Кондратьев (консалтинговая группа 'БИГ'). - Во-первых, почти для всех стало актуальным снижение затрат; во-вторых, у многих компаний бизнес замер, и можно потратить время на упорядочение бизнеса, в том числе и логистики".

Генеральный директор нижегородской компании "Сладкая жизнь" (торговля продуктами питания) Альберт Гусев подтверждает эту мысль: "Компания должна представлять собой отлаженную систему. Когда мы начинали развивать оптовое направление, у нас было всего три-четыре поставщика. Сейчас у нас восемь складов и около восьмидесяти поставщиков. Понятно, что управлять ими так же, как раньше, уже нельзя. Поэтому мы будем вводить специальные органайзеры, где опишем работу, например, отдела снабжения или отдела продаж. Кроме того, мы собираемся сделать устав, в котором будет обобщен опыт, накопленный фирмой за шесть лет развития".

 

Книга «Менеджмент по нотам» под редакцией Льва Григорьева
Книга «Менеджмент по нотам» под редакцией Льва Григорьева
Каждый руководитель хочет, чтобы компания работала как единый слаженный механизм, а изменения проходили в нужном направлении, четко и без задержек. Достичь этого можно, если выстроить работу фирмы с использованием методов бизнес-инжиниринга, благодаря которым цели, процессы, оргструктура и задачи сотрудников сведены в понятную и прозрачную для всех систему и каждое организационное решение вытекает из видения целого.
подробнее
Ближайшие семинары
Практический курс по моделированию бизнес-процессов в среде ОРГ-МАСТЕР®
Семинар адресован специалистам, заинтересованным в постановке на своем предприятии регулярного менеджмента: современных средств моделирования и совершенствования бизнес-процессов, улучшения общей модели деятельности, построения компьютерной системы формирования и управления организационными регламентами.
Слушатели семинара получат полное представление о новейших технологиях бизнес-инжиниринга, опирающихся на ОРГ-МАСТЕР® - уникальный программный продукт, созданный специалистами "Бизнес Инжиниринг Групп", который успешно эксплуатируется более чем на 500 российских компаниях.
подробнее
Почему процессное управление не приживается в России. И внедрений мало, и не эффективно, и поверхностно. Как преодолеть сложившуюся ситуацию?
БИГ-СПб приглашает на новый цикл семинаров Школы Бизнес-Инжиниринга «Управление конкурентоспособностью предприятия – от процессного к архитектурному подходу»
Сроки проведения цикла семинаров — 22-26 мая 2017 г.
подробнее
SpyLOG
TopList
Бизнес Инжиниринг Групп Новости Подписка Контакт Поиск

© 2001—2016, Business Service Association.

design by Art Engineering