Л.Ю. Григорьев
В.В. Стародуб

Новые информационные технологии организационного управления для предприятий ориетированных на развитие

 

Санкт-Петербург, Ассоциация Бизнес Сервис – КВФ «БИГ-СПб»

Сейчас практически вся компьютерная индустрия ориентирована на поддержку систем управления ресурсами предприятия, вершиной развития которых стали мощные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning).

Однако, как отмечают сегодня многие специалисты: «ERP системы способны значительно снизить затраты, сократить сроки оплаты счетов и ускорение возврата от инвестиций. Но они достигли своих пределов в том, что касается обеспечения конкурентных преимуществ. Автоматизировать работу компании с помощью системы ERP можно, но оптимизировать — нет. Несмотря на многие сильные стороны, система ERP не в состоянии подготовить компанию к работе в быстро меняющихся условиях».

Но в тени этих компьютерных гигантов, появились новые и весьма перспективные решения, которые удачно дополняют первые в составе корпоративных информационных систем. Речь идет о системах организационного управления (СОУ) класса EDS (Enterprise Development Solution), поддерживающих решения в области бизнес-развития предприятий.

Стало очевидным, что при изменениях бизнеса прежде ресурсов должны быть точно спланированы новые стратегии и новая организация деятельности. И эти задачи были призваны решать программные системы класса EDS, которые в отличие от традиционных ERP-продуктов помогают находить ответы на вопросы «как?», а не «сколько?» и, тем самым, существенно расширяют управленческие возможности

В начале 21-го века в мире появились также стандарты и модели организации управления непрерывно развивающимся предприятием – стандарты менеджмента качества. Современные концепции менеджмента качества рассматривают организацию деятельности, как главный фактор конкурентоспособности и формирования устойчивого бизнеса.

Поэтому, большинство современных систем организационного управления полностью реализуют принципы отраженные в стандартах серии ИСО9000:2000, которые, фактически являются стандартами эффективной организации деятельности.

В соответствии с этими принципами в управлении организацией, прежде всего, необходимо обеспечить:

  • стройную систему показателей, которая формирует правильную «настройку» работников на стратегию, гарантирует верный стратегический фокус.

  • отлаженную и контролируемую систему процессов, непосредственно связанных с системой показателей и обеспечивающую прозрачность управляемых объектов;

  • единое информационное пространство организации с быстрым доступом к данным и эффективными организационными коммуникациями исполнителей работ;

  • накопление и мониторинг информации о персонале – главном ресурсе компании.

  • Спроектированные с помощью технологий бизнес-инжиниринга1 и программ моделирования класса orgware2 подобные системы (Рис. 1) действительно становятся эффективным инструментом постоянного развития и совершенствования бизнеса.

    Поэтому наряду, с моделями ресурсного управления, такими как MRPI, MRPII, ERP, CRM, SCM на первый план при создании информационных систем управления предприятиями теперь выходят организационные модели и технологии такие, как Project Management, Workflow, Personnel Information System, а также Корпоративные Информационные Порталы (КИП):

    • УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ (Project Management System) – подсистема поддерживает создание, изменение, запуск и выполнение проектов компании с возможностью автоматического расчета и оптимизации сроков выполнения и финансовых затрат по проекту. Текущие задачи выполняемого проекта автоматически поступают в персональные органайзеры исполнителей. Подсистема контроля позволяет оценивать и корректировать ход выполнения проектов.
    • УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ (Business Process Management) – подсистема поддерживает запуск и выполнение бизнес-процессов. Текущие задачи передаются в соответствии с логикой процесса в персональные органайзеры исполнителей. Подсистема мониторинга позволяет накапливать статистику по ходу выполнения процессов. Подсистема контроля дает возможность управлять выполнением процесса.
    • УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ (Personal Information System) – подсистема, поддерживающая исполнение персоналом поступивших задач, создание собственных задач руководителей, создание задач подчиненных. Подсистема контроля позволяет оценивать загрузку и эффективность работы подчиненных сотрудников.

    В рамках системы организационного управления КИП важен, прежде всего, в качестве системы мониторинга и управления организационно-распорядительной документацией, данными о бизнес-процессах и проектах компании. В этом качестве она обеспечивает:

  • Системное и наглядное отображение модели организации деятельности компании
  • Эффективную работу со всем комплексом организационно-распорядительной документации
  • Быстрое и контролируемое прохождение управляющих воздействий сверху и информации снизу
  • Эффективное информационное и организационное взаимодействие рабочих групп
  • Прозрачность результатов функционирования предприятия. На страницы КИП может быть выведена и любая информация из систем управления ресурсами. (Особенно важным представляется вывод в систематизированном виде системы сбалансированных показателей и организация «панелей управления» - компактного отражения наиболее существенной управленческой информации для высших менеджеров).
  • Однако ядром СОУ являются системы организационного бизнес-моделирования, под которым понимается описание и формирование структур, функций и процессов оптимальным способом реализующих цели предприятия.

    Для традиционной парадигмы менеджмента детальная информация «информация об организации процессов» и деятельности в целом не была такой уж значимой. Она часто казалась не нужной и не была востребована, ибо не было понятно, как такая информация помогает создавать и поддерживать конкурентное преимущество компании. Вернее – иногда это ощущалось, как «мечта о порядке», но эта мечта носила скорее этический, чем экономический смысл. До недавнего времени связь «организации деятельности» с «успехом» не была точно установлена». За последние 10 лет произошли серьезнейшие изменения, как в самой экономике, так и в жизни каждого отдельного предприятия. Полезность применения принципов современного «инновационного» менеджмента и, в частности, процессного управления доказано самой жизнью. То есть, сегодня речь уже идет не о том, нужно ли моделировать бизнес, а о том, как и в каком объеме, это делать.

    Моделирование деятельности предприятия теперь становится не разовым вспомогательным процессом, который предшествовал проекту внедрения ERP-систем, а становится повседневной практикой. Для этого нужны принципиально новые системы моделирования, позволяющие менеджерам предприятий оперативно и наглядно представлять картину деятельности и, что очень важно, также оперативно и самим вносить изменения в процессы.

    Новейшие системы моделирования это уже не просто графические конструкторы для рисования диаграмм, а средства создания «базы знаний» по организации деятельности компании, имеющие специализированные интерфейсы для корректировки модели и ее визуализации, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

  • «Системность описания», т.е. сочетание методов структурного, функционального и процессного моделирования бизнеса
  • Высокая скорость моделирования, которая не должна ограничивать своевременность внесения необходимых изменений в бизнес-систему
  • Открытость для описания новых знаний о моделируемой бизнес-системе
  • Генерация документов в общепринятых (мировых и национальных) текстовых и графических форматах
  • Выразительность и наглядность результатов (обеспечение взаимопонимания при командной работе)
  • Бизнес-модель компании - это язык, на котором должны говорить менеджеры каждый день, а не только в особых случаях. Изменения в организации деятельности должны отслеживаться в модели так же как фиксируются в бухгалтерской системе все хозяйственные операции.

    И не только отслеживаться, но и планироваться – поэтому, уместнее сравнение не с бухгалтерским учетом, а с «бюджетированием», которое с таким трудом внедряют наши компании, а ведь это техника 30-х годов прошлого века. И, в большинстве случаев, сложности этого внедрения связаны, прежде всего, с организацией бюджетного процесса, который требует целенаправленной деятельности большого числа менеджеров. А эти задача «организационного менеджмента» - та задачи, для решения которых и применяются системы бизнес-моделирования.

    Соединение в рамках единой корпоративной информационной системы ERP и EDS-компонент дает также сильный «синергетический» эффект, т.к. они не только взаимно дополняют друг друга, но существуют и прямые зависимости между организационными и финансовыми задачами управления. Точное знание того, как реализуется деятельность, и, какие процессы протекают в компании, позволяет лучше планировать и вести управленческий учет потребляемых ресурсов, чтобы обеспечить их достаточность для реализации стратегических и оперативных планов предприятия.

    Моделирование бизнес-процессов и создание эффективно действующей организации, особенно с применением СОУ класса EDS, дело достаточно дорогое. Но это не потери фирмы. Это инвестиции, связанные с улучшением функционирования компании, которые многократно оправдаются в будущем!


    1Бизнес-инжиниринг - технологии управления, основанные на применении информационных моделей структур и процессов предприятия

    2Orgware (организационный продукт - англ.) - класс программных средств для поддержки организационного управления

    Адрес этой страницы в Интернете: 
    http://big.spb.ru/publications/bigspb/it/new_it_org_meng.shtml
          
    Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru