Л.Ю. Григорьев
В.В. Стародуб
Новые информационные технологии организационного управления для предприятий
ориетированных на развитие
Санкт-Петербург, Ассоциация Бизнес Сервис – КВФ «БИГ-СПб»
Сейчас практически вся компьютерная индустрия ориентирована
на поддержку систем управления ресурсами предприятия, вершиной развития которых
стали мощные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning).
Однако, как отмечают сегодня многие специалисты: «ERP системы
способны значительно снизить затраты, сократить сроки оплаты счетов и ускорение
возврата от инвестиций. Но они достигли своих пределов в том, что касается
обеспечения конкурентных преимуществ. Автоматизировать работу компании с помощью
системы ERP можно, но оптимизировать — нет. Несмотря на многие сильные стороны,
система ERP не в состоянии подготовить компанию к работе в быстро меняющихся
условиях».
Но в тени этих компьютерных гигантов, появились новые и
весьма перспективные решения, которые удачно дополняют первые в составе
корпоративных информационных систем. Речь идет о системах организационного
управления (СОУ) класса EDS (Enterprise Development Solution), поддерживающих
решения в области бизнес-развития предприятий.
Стало очевидным, что при изменениях бизнеса прежде ресурсов
должны быть точно спланированы новые стратегии и новая организация деятельности.
И эти задачи были призваны решать программные системы класса EDS, которые в
отличие от традиционных ERP-продуктов помогают находить ответы на вопросы
«как?», а не «сколько?» и, тем самым, существенно расширяют управленческие
возможности
В начале 21-го века в мире появились также стандарты и модели
организации управления непрерывно развивающимся предприятием – стандарты
менеджмента качества. Современные концепции менеджмента качества рассматривают
организацию деятельности, как главный фактор конкурентоспособности и
формирования устойчивого бизнеса.
Поэтому, большинство современных систем организационного
управления полностью реализуют принципы отраженные в стандартах серии
ИСО9000:2000, которые, фактически являются стандартами эффективной организации
деятельности.
В соответствии с этими принципами в управлении организацией,
прежде всего, необходимо обеспечить:
стройную систему показателей, которая формирует правильную
«настройку» работников на стратегию, гарантирует верный стратегический фокус.
отлаженную и контролируемую систему процессов,
непосредственно связанных с системой показателей и обеспечивающую прозрачность
управляемых объектов;
единое информационное пространство организации с быстрым
доступом к данным и эффективными организационными коммуникациями исполнителей
работ;
накопление и мониторинг информации о персонале – главном
ресурсе компании.
Спроектированные с помощью технологий бизнес-инжиниринга1 и
программ моделирования класса orgware2 подобные системы (Рис. 1) действительно
становятся эффективным инструментом постоянного развития и совершенствования
бизнеса.
Поэтому наряду, с моделями ресурсного управления, такими как
MRPI, MRPII, ERP, CRM, SCM на первый план при создании информационных систем
управления предприятиями теперь выходят организационные модели и технологии
такие, как Project Management, Workflow, Personnel Information System, а также
Корпоративные Информационные Порталы (КИП):
- УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ (Project Management System) – подсистема поддерживает
создание, изменение, запуск и выполнение проектов компании с возможностью
автоматического расчета и оптимизации сроков выполнения и финансовых затрат по
проекту. Текущие задачи выполняемого проекта автоматически поступают в
персональные органайзеры исполнителей. Подсистема контроля позволяет оценивать
и корректировать ход выполнения проектов.
- УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ (Business Process Management) – подсистема
поддерживает запуск и выполнение бизнес-процессов. Текущие задачи передаются в
соответствии с логикой процесса в персональные органайзеры исполнителей.
Подсистема мониторинга позволяет накапливать статистику по ходу выполнения
процессов. Подсистема контроля дает возможность управлять выполнением
процесса.
- УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ (Personal Information System) –
подсистема, поддерживающая исполнение персоналом поступивших задач, создание
собственных задач руководителей, создание задач подчиненных. Подсистема
контроля позволяет оценивать загрузку и эффективность работы подчиненных
сотрудников.
В рамках системы организационного управления КИП важен,
прежде всего, в качестве системы мониторинга и управления
организационно-распорядительной документацией, данными о бизнес-процессах и
проектах компании. В этом качестве она обеспечивает:
Системное и наглядное отображение модели организации деятельности компании
Эффективную работу со всем комплексом организационно-распорядительной
документации
Быстрое и контролируемое прохождение управляющих воздействий сверху и
информации снизу
Эффективное информационное и организационное взаимодействие рабочих групп
Прозрачность результатов функционирования предприятия. На страницы КИП
может быть выведена и любая информация из систем управления ресурсами.
(Особенно важным представляется вывод в систематизированном виде системы
сбалансированных показателей и организация «панелей управления» - компактного
отражения наиболее существенной управленческой информации для высших
менеджеров).
Однако ядром СОУ являются системы организационного
бизнес-моделирования, под которым понимается описание и формирование структур,
функций и процессов оптимальным способом реализующих цели предприятия.
Для традиционной парадигмы менеджмента детальная информация
«информация об организации процессов» и деятельности в целом не была такой уж
значимой. Она часто казалась не нужной и не была востребована, ибо не было
понятно, как такая информация помогает создавать и поддерживать конкурентное
преимущество компании. Вернее – иногда это ощущалось, как «мечта о порядке», но
эта мечта носила скорее этический, чем экономический смысл. До недавнего времени
связь «организации деятельности» с «успехом» не была точно установлена». За
последние 10 лет произошли серьезнейшие изменения, как в самой экономике, так и
в жизни каждого отдельного предприятия. Полезность применения принципов
современного «инновационного» менеджмента и, в частности, процессного управления
доказано самой жизнью. То есть, сегодня речь уже идет не о том, нужно ли
моделировать бизнес, а о том, как и в каком объеме, это делать.
Моделирование деятельности предприятия теперь становится не
разовым вспомогательным процессом, который предшествовал проекту внедрения
ERP-систем, а становится повседневной практикой. Для этого нужны принципиально
новые системы моделирования, позволяющие менеджерам предприятий оперативно и
наглядно представлять картину деятельности и, что очень важно, также оперативно
и самим вносить изменения в процессы.
Новейшие системы моделирования это уже не просто графические
конструкторы для рисования диаграмм, а средства создания «базы знаний» по
организации деятельности компании, имеющие специализированные интерфейсы для
корректировки модели и ее визуализации, которые должны удовлетворять следующим
требованиям:
«Системность описания», т.е. сочетание методов структурного,
функционального и процессного моделирования бизнеса
Высокая скорость моделирования, которая не должна ограничивать
своевременность внесения необходимых изменений в бизнес-систему
Открытость для описания новых знаний о моделируемой бизнес-системе
Генерация документов в общепринятых (мировых и национальных) текстовых и
графических форматах
Выразительность и наглядность результатов (обеспечение взаимопонимания при
командной работе)
Бизнес-модель компании - это язык, на котором должны говорить
менеджеры каждый день, а не только в особых случаях. Изменения в организации
деятельности должны отслеживаться в модели так же как фиксируются в
бухгалтерской системе все хозяйственные операции.
И не только отслеживаться, но и планироваться – поэтому,
уместнее сравнение не с бухгалтерским учетом, а с «бюджетированием», которое с
таким трудом внедряют наши компании, а ведь это техника 30-х годов прошлого
века. И, в большинстве случаев, сложности этого внедрения связаны, прежде всего,
с организацией бюджетного процесса, который требует целенаправленной
деятельности большого числа менеджеров. А эти задача «организационного
менеджмента» - та задачи, для решения которых и применяются системы
бизнес-моделирования.
Соединение в рамках единой корпоративной информационной
системы ERP и EDS-компонент дает также сильный «синергетический» эффект, т.к.
они не только взаимно дополняют друг друга, но существуют и прямые зависимости
между организационными и финансовыми задачами управления. Точное знание того,
как реализуется деятельность, и, какие процессы протекают в компании, позволяет
лучше планировать и вести управленческий учет потребляемых ресурсов, чтобы
обеспечить их достаточность для реализации стратегических и оперативных планов
предприятия.
Моделирование бизнес-процессов и создание эффективно
действующей организации, особенно с применением СОУ класса EDS, дело достаточно
дорогое. Но это не потери фирмы. Это инвестиции, связанные с улучшением
функционирования компании, которые многократно оправдаются в будущем!
1Бизнес-инжиниринг - технологии
управления, основанные на применении информационных моделей структур и процессов
предприятия 2Orgware
(организационный продукт - англ.) - класс программных средств для поддержки
организационного управления
|