Коммерческая логистика. Немного истории.

Елена Маркушина в созвучии с автором книги "Коммерческая логистика" Сергеем Уваровым. 1995.г.

 

В этом материале речь пойдет об одном экономическом новшестве, без которого Россия в будущем вряд ли сможет обойтись и какое многие участники рыночных отношений зачастую упорно не хотят принимать во внимание.

За последние 80 лет у нас выработалась стойкая привычка во всем быть первопроходцами. Именно она, иногда не позволяет заметить и в полной мере осознать, что Россия, начиная свой собственный путь в капитализме, образно говоря, пришла на готовое.

Уникальный путь России (о котором так много говорят сегодня) состоит и начинается, на мой взгляд, с определения и учета этих особых черт российской экономики, но ни как во многом зарубежного опыта управления экономической машиной. И об этом уже говорилось на заре отечественного менеджмента и маркетинга. Мне кажется проблема на самом деле не в косности умов российских, а в отсутствии должного количества информации по теме.

Происхождение термина «логистика» различными школами определяется по-разному. В одном мы можем быть абсолютно уверены: логистика и логика – не одно и то же. Если природа логики в причинно-следственной связи, то суть логистики – в управлении этой связью с целью извлечения разного рода выгоды.

Так или иначе, слово «логистика» содержит как древнегреческие корни: logos, logistos, logistea – что означает разум, расчет и искусство практического проведения расчетов, соответственно, так и французский loger – делать постой. Последнее обстоятельство объясняют тем, что возникновение и развитие практической логистики связано с проблемами военных сообщений.

В античной математике под логистикой понимали совокупность известных в то время вычислительных и измерительных алгоритмов. Лейбниц употреблял термин «logistica» для разработки своего исчисления умозаключений.

Сегодня этот предмет получил всеобщее признание и включает в себя множество направлений. Взгляды Европы, Америки и Востока на логистику сегодня неоднозначны.

Американские инженеры-логистики придерживаются определения логистики как искусства и науки управления, техники и технической активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения с целью реализации плана и достижения поставленной цели.

Французы трактуют логистику как совокупность различных видов деятельности с целью получения с минимальными затратами необходимого количества продукта в установленное время в нужном месте.

Немецкие ученые и практики определяют логистику как планирование, управление, осуществление и контроль полезных и рентабельных движений сырья, полуфабрикатов и готовой продукции вместе с сопутствующей информацией.

Отечественная наука трактует логистику несколько шире, ее позиция принимается цивилизованным миром со сниманием, но во что касается практики, то тут мы позади планеты всей. В последнее время мне удалось познакомиться с оргструктурами нескольких крупных европейских предприятий. Везде под «прямоугольничком» первого руководителя присутствуют два: отдел логистики и отдел контролинга.

Отвечая на вопрос, почему, собственно, логистика является столь значимым компонентом в комплексе мер по управлению бизнесом, мне видится уместным вернуться во времени именно к началу 30-х годов нашего столетия.

Тогда мировой рынок практически не был насыщен товарами и любой качественной продукции был гарантирован сбыт. Поэтому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы. Возникший в это время кризис в США и получивший там название «великая депрессия», был ни чем иным как кризисом перепроизводства.

Прочное положение фирмы в дальнейшем стало определяться не только достаточно низкими производственными издержками, но, в первую очередь, способностью фирмы обеспечить сбыт произведенного товара посредством совершенствования его методов. Самым характерным их них стала реклама.

Однако, к 60-м годам эта концепция уже не могла гарантировать процветание фирмы, так как методы конкурентной борьбы становились все более изощренными. Сбыт посредством только рекламы грозил стать одноразовым, фирма-производитель в недостаточной степени учитывала интересы и особенности конкретного потребителя.

Очередная концепция, направленная на расширенное потребление товаров, стала базироваться на комплексе маркетинговых исследований. Именно в это время маркетинг выступает с лозунгом так хорошо нам известным сегодня: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Вскоре маркетинговые исследования всилу их абстрактной ориентации на рынок и недостаточного учета интересов конкретных потребителей перестали давать ожидаемых преимуществ в конкурентной борьбе. К тому времени назрел и в 70-е годы проявился энергетический кризис, который выдвинул в качестве главного условия существования фирмы ресурсный фактор.Возникла необходимость в разработке и внедрении новой системы ресурсосберегающих технологий. К потерям в сфере материальных, финансовых и трудовых затрат стали подходить с особой тщательностью. Логистика в этот момент начала в полной мере иллюстрировать свои возможности. Суть этой работы состояла и состоит в том, чтобы все стадии производства рассматривать как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.

Но это у них. Растянутый на столетия процесс становления капитализма помог сделать логистический метаморфозис не только поступательным, но и органично принимаемым и востребованным практикой.

Мы же сегодня имеем и неоднородность рынка, и отсутствие культуры потребления, и энергетический кризис, как говорится «в одном флаконе», но учиться на чужих ошибках не торопимся. До сего дня российские управленцы продолжают удивлять друг друга ошибками в организации той самой причинно-следственной связи.

Повсеместна такая ситуация: функции маркетинга пытаются выполнять несколько сотрудников из отдела сбыта. Или локализованный отдел маркетинга подчиняется «сбыту». Но не наоборот. Иногда доводится слышать жалобы: вот, мол и отдел маркетинга завели и компьютерные сети наладили, а эффекта никакого, одни затраты. Хочется посоветовать такому руководителю переделать свой личный авто на манер его фабрики или завода - поменять местами карбюратор и двигатель и заставить машину двигаться.

Настороженность, с какой логистику как нововведение встречают на производстве, на мой взгляд объясняется тем, что она лишает руководителей определенного комфорта, требуя от менеджеров новый уровень профессиональной подготовки.

Русский деловой мир напрямую связывает логистику с транспортом, где она ярко проявляет себя в работе с информационным потоком при перемещении груза из пункта А в пункт Б. Сам факт появления на российском рынке фирм, специализирующихся в области транспортной логистики привлекает крупные международные проекты, что для «окна в Европу» особенно важно.

Вот, к примеру, программа ТЕДИМ, которая проводится у нас под патронажем Министерства транспорта и связи Финляндии. Она включает в себя несколько программ, из которых текущими являются:

  • Создание системы контроля и управления поставками (DMC)

  • Проект по развитию морских перевозок и деятельности портов BOPCom

  • Создание системы передачи данных о накладных между финскими и российскими железными дорогами

  • Проект сотрудничества таможенных организаций

Судя по календарному плану работ, в конце первого квартала 1996г. должен быть издан первый отчет. Следовательно, при желании, этим документом можно будет ознакомиться.

В области информационной логистики тоже имеют место быть первые проекты, за успех которых мы ратуем. К ним можно отнести Проект «Trade Point».

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что логистика сегодня при некой видимой сложности своих механизмов, посуществу является политикой и практикой здравого смысла. Остается пожелать побольше этого самого здравого смысла нашим законодателям.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/publications/bigspb/logistics/com_logistics_history.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru