СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОСТО?

Следующая статья (начало см. READ. MY № 2 - 6 за 1998 г.) по проблемам внедрения и компьютеризации регулярного менеджмента касается самого верхнего уровня управления компанией - стратегического, который в связи с текущим кризисом российской экономики неожиданно стал наиболее актуальным

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НУЖНА СИСТЕМА КООРДИНАТ

В периоды кризисов возможность ясно представить свою компанию - управленческий учет бизнесов, функций, структур, то, что для многих казалось академической теорией, внезапно стало насущной необходимостью. Традиционные техники управленческого учета - отделившиеся от бухгалтерии системы сбора оперативной количественной информации (вершина менеджмента для многих руководителей и специалистов по ИТ) здесь не помогут. Не помогут именно потому, что это инструменты оперативного управления, средства поддержки принятия тактических решений. Стратегические же, отличаются не только горизонтом планирования (тоже одно из типовых заблуждений), но и тем, что эти решения влияют на саму сущность деятельности компании, наработанный опыт, ноу-хау по организации бизнеса и других компоненты, создающие, наряду с материальными активами, основную стоимость компании. В кризисной обстановке стратегическими изменениями компании необходимо управлять быстро, и тогда исключительно важным становится наличие соответствующих инструментов информационной поддержки управления в этой области.

Методы управления изменениями и на Западе сейчас находятся в фокусе внимания менеджеров большинства компаний: ведь внешняя среда стала гораздо динамичнее. К девяностым годам она превратилась чуть ли не главный фактор изменений внутри компании - руководителям понадобилось учиться перестраивать свой бизнес, поспевая за ней. Ответом на эту потребность стало появления реинжиниринга - совокупности методов, позволяющих с помощью информационных технологий производить анализ и моделирование структур и процессов компании.

Однако, хотя детальное описание и оптимизация бизнес-процессов особенно в ходе подготовки к компьютеризации предприятия является необходимым мероприятием, в период кризиса более актуальным становится другой элемент реинжиниринга. Речь идет об описании бизнеса на уровне структур и управлении их преобразованиями.

Организационное проектирование или создание структуры компании, поддерживающей выбранную стратегию бизнеса до недавнего времени относилось к наиболее туманным и слабо формализуемым областям менеджмента. И только в 90-е годы появились стандарты описания, позволяющие контролировать процессы реструктуризации. Была введена система координат, позволяющая решить задачу актуальную сегодня - изменить структуру бизнеса в считанные недели, имея достаточные средства для его контроля. Чтобы перевести компанию из одного состояния в другое надо задать некоторую систему координат (именно это в менеджменте раньше сделать не удавалось), в которой описать начальное и конечное состояние, а также задать управление движением между ними. Формальное описание структур в виде иерархически упорядоченных организационных звеньев и функций, а также отношений "закрепления" позволяет применить программные средства управления реструктуризацией - orgware. Появление стандартов описания структуры компании (своеобразных регистров управленческого учета) имело в менеджменте такие же последствие, как и введение Ньютоном трех координат материальной точки. С их помощью можно описать план реструктуризации компании примерно в следующих терминах - "убрать или добавить функцию, убрать или добавить звено, перераспределить функции между звеньями и т.п.", то есть перейти к динамическому бизнес- моделированию. Схематическое изображение процесса реструктуризации приведено на рис. 1.

НЕТ АЛГОРИТМА, НО ЕСТЬ SUPPORT SYSTEM

Однако, хотя возможность точного описания объекта управления имеет огромное значение, это еще не все. Надо иметь ввиду, что любая организационная структура поддерживает некоторые стратегии реализуемые предприятием, определенную концепцию бизнеса. Именно изменения в стратегиях и являются источником преобразования структур.

Основным правилом "регулярного менеджмента" является требование явного описания и учета всех параметров влияющих на процесс управления. Следовательно, в бизнес-модель компании необходимо ввести еще один учетный регистр - классификатор, который должен содержать структурированную информацию по стратегиям компании (корпоративным, продуктовым, операционным, управленческим, ресурсным). Оrgware предусматривает возможность импорта формулировок стратегий из поставляемого с программой "библиотечного" классификатора, в котором приведены примеры возможных стратегий разного уровня. Такие средства, а также же "референтные" бизнес-модели (примеры структур и процессов изменений), имеющиеся во всех крупных информационных системах, образуют так называемую support system - систему поддержки принятия управленческих решений.

Дело в том, что нет точных алгоритмов получения оптимального наборов функций и структур, поддерживающих выбранные стратегии деятельности. Средства типа support system позволяют лишь несколько облегчить и структуризировать сам процесс рассуждений, дать некоторую уверенность, что ничто не упущено при выборе окончательного решения. При формулировке корпоративной стратегии, руководитель, как правило, исходит из своего мало формализованного видения будущего рынка и возможностей компании, плохо представляя, что ему нужно делать для реализации своих проектов и какие ему потребуются ресурсы. Вот почему, зачастую, уже на стадии реализации на ходу перестраивается структура, ведется поиск инвестиций, набирается новый персонал, причем количество проблем нарастает, а результата добиться не удается. Поэтому, для выработки стратегий руководителю нужно некое структурированное информационное поле в котором он мог легко ориентироваться и принимать решения. Это поле создается в ходе проведения стратегического анализа, который обычно также разбивается на части как по объектам ("внешняя среда" - "внутренние ресурсы"), так и по степени детальности ("качественный" - "количественный"). Наиболее общая оценка ситуации может быть получена с помощью матрицы первичного стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT - анализа (аббревиатура начальных букв английских слов "сила", "слабость", "возможности", "угрозы"). Это еще одни учетные регистры, которые в дальнейшем могут поддерживаться в наиболее продвинутых компаниях.

Объем использования support system при стратегическом планировании зависит от многих факторов: рост или сокращение является целью преобразований, сколько времени имеется в вашем распоряжении и, наконец, от личных особенностей руководителя, к чему он более предрасположен - к размышлению или действию. Поэтому последовательность операций, может варьироваться достаточно широко (Один из вариантов см. окна программы оrgware на Рис. 2).

Главным, однако, остается предоставляемая оrgware возможность описать состояние "как есть", затем "как надо", разбить интервал времени между этими состояниями на такты, смоделировать состояние компании в каждый из этих моментов и создать план мероприятий по их достижению. Это и есть верхний уровень любой, по-настоящему интегрированной, корпоративной информационной системы управления.

Вячеслав Кондратьев, Лев Григорьев

группа БИГ (Москва - Санкт-Петербург)

e-mail: michael@set.spb.su, rudnew@big.orthodox.ru

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/publications/bigspb/logistics/start_upr.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru