Призрачная прозрачность или управляемая стоимость бизнеса?

Борис Мошкович, генеральный директор ЗАО «АБМ Партнер»

Журнал «Управление компанией». Опубликовано с согласия издательского дома «РЦБ» (www.rcb.ru).

Прозрачность в первую очередь помогает определить рыночную стоимость компании, ее публичную оценку рынком. Причем не только потенциальным покупателем или конкурентом, но и финансовым аналитиком.

Правительство РФ с каждым годом все активнее заявляет и прописывает в нормативных документах понятие «прозрачность бизнеса» и говорит о важной роли данного термина в определении стоимости российских компаний.

Итак «стоимость» и «прозрачность». Что это? Важнейшие показатели эффективности бизнес-модели? Категории конкурентного рынка, при которых его участники располагают всей необходимой информацией для принятия решений? Просто модные термины? Давайте рассмотрим данный вопрос со стороны профессионалов рынка: оценщиков, аудиторов, фондовиков и рейтинговых агентств.

Взгляд со стороны оценочной компании. Оценщики ЗАО «АБМ Партнер» утверждают, что понятие «рыночная стоимость» — первично, а «прозрачность» — вторично и является лишь следствием развития бизнеса и условием для достижения определенных результатов.

Взгляд со стороны аудиторской компании. Прозрачность для аудитора — это возможность делать свою работу полноценно, для того чтобы с помощью результатов аудита повышать эффективность бизнеса и раскрывать самые важные и самые глубокие вопросы перед теми, кто заинтересован в детальном понимании функционирования бизнеса. Прозрачность помогает аудитору давать советы и рекомендации собственнику бизнеса, направленные на максимизацию его стоимости.

Взгляд со стороны рейтингового агентства. Прозрачность — важнейшая составляющая инвестиционной привлекательности компании. Прозрачность означает открытость компании, готовность эффективно работать для каждого акционера; это показатель наличия стратегических целей и бизнеса, настроенного работать серьезно и долго.

Взгляд со стороны фондовой компании. Прозрачность — это возможность принимать верные инвестиционные решения. Это отсутствие закулисных игр, которые могут привести к потерям инвесторов. Но особенно важен тот факт, что прозрачность иногда является частичкой четко спланированной игры менеджмента, в самом худшем случае — аферы. Прозрачность важна, но гораздо важнее понимать, кто стоит за компанией и на что способны люди, руководящие бизнесом.

Мнения близки, но статус прозрачности разный. Что же такое прозрачность для компании? Для каких компаний это просто интересная тема для обсуждения, а для каких — стратегическая задача или задача номер один для достижения поставленных целей?

ЧТО ТАКОЕ ПРОЗРАЧНОСТЬ?

Прозрачность — величина, характеризующая, какую часть света пропускает среда без изменения направления его распространения. В преломлении к экономике и бизнесу прозрачность — это показатель открытости компании, ее публичности; показатель того, насколько полно компания готова пропускать не только акционеров, но и тех, кто желает получить информацию о внутреннем мире компании, допустить его к бухгалтерской, управленческой и иной информации.

Если следовать терминологии, то прозрачность деятельности компании необходима только для публичных компаний, стратегическая цель которых вплотную связана с финансовыми рынками и зависит от потенциальных инвесторов.

Какой бизнес должен быть прозрачным. В чем состоят «плюсы»и «минусы» прозрачности

В прозрачности компании могут быть заинтересованы и мелкие акционеры (миноритарии). В надежде на получение максимальных дивидендов именно они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы компания работала в максимально прозрачном режиме. Прозрачность заключается в том, что любое заинтересованное лицо имеет возможность отслеживать, как развивается бизнес, какие инвестиционные и стратегические планы воплощаются в жизнь руководством компании. Прозрачность должна добавить лояльности со стороны акционеров, как действующих, так и потенциальных.

Почему я называю этот процесс игрой в прозрачность? Потому что любой более-менее умный собственник может поставить процесс прозрачности под контроль и то, что не должно стать прозрачным, будет аккуратно проходить мимо чуткого взора заинтересованных лиц, а наиболее яркое и позитивное может становиться не только прозрачным, но и практически становиться предметом скрытой рекламы бизнеса.

Однако если компания вступила на путь прозрачности, то скрыть большинство событий будет очень сложно и любые тайные действия станут частичкой обмана, аферы, преступного сговора и, как показывает практика на примере американских событий с крупнейшими аудиторскими компаниями, могут привести к финансовым потерям со стороны акционеров и кредиторов, а также к уголовному преследованию по отношению к управляющим компаниями. Но больше страдают первые, так как деньги решают почти все.

Скандал вокруг обанкротившегося энергетического гиганта Enron и его бывшего аудитора Arthur Andersen обострил внимание вокруг проблемы прозрачности бизнеса и конфликта интересов в отношениях деловых партнеров. Повышенный интерес регулирующих органов к финансовой деятельности компаний сопровождается ужесточением правил ведения бизнеса.

После печального начала я все же остановлюсь на явных «плюсах» прозрачности.

Если владелец компании уверен в ее цене, то, повысив прозрачность, сделав компанию более открытой, он, с одной стороны, может повысить ее капитализацию, но с другой — может оказать себе «медвежью» услугу. Прозрачность — это тот же актив, который создает ценность бизнеса для владельцев. Особенно это становится важным в тот момент, когда компания, как никогда, нуждается в инвестициях или кредитных ресурсах. Публичной компании проще и эффективнее привлечь средства, причем часто не только под реальные активы, но и, как говорят, «под имя», под перспективную стоимость компании.

Этот процесс совсем не прост, не короток, не дешев и включает в себя целый комплекс последовательных действий. Он может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Инвесторы — чаще всего люди настороженные, и им не свойственно доверяться малознакомым компаниям, однако яркая вывеска и обещание больших и быстрых прибылей находят своего инвестора. Но не будем снова углубляться в негативную сторону прозрачности.

Итак, прозрачность — это процесс дорогой и непрерывный, сложный и кропотливый.

Меры по повышению прозрачности

Комплекс мер по повышению прозрачности бизнеса включает в себя:

  • раскрытие информации об акционерном капитале;
  • опубликование финансовой отчетности в СМИ (как российских, так и международных стандартов);
  • повышение уровня корпоративной культуры;
  • постоянный диалог не только с крупными владельцами, но и с миноритариями;
  • гибкая, но прозрачная налоговая политика;
  • обеспечение прозрачности затрат, в том числе капитальных, а также любых средств, направляемых на стратегические цели;
  • открытость менеджмента, повышение квалификации управляющего персонала; использование современных бизнес-технологий;
  • привлечение независимого оценщика для оценки предприятия и др.
  • Прозрачность обычно бывает связана со средствами массовой информации. Если компания имеет тесную связь со СМИ, то можно говорить о том, что огромная часть дела сделана. В наше время, в век рекламы, доверия к телевидению и интернету, информация способна горькое сделать сладким, невзрачное — привлекательным. Имя, стоящее за той или иной компанией, способно резко повысить инвестиционную привлекательность достаточно скромного бизнеса или, наоборот, резко снизить ее у предприятия очень интересного и перспективного.

    Обнародование состава акционеров, максимальная прозрачность финансовой документации, информация о всех крупных сделках, независимый аудит и оценка, опубликование планов по стратегическим союзам и стратегии развития существенно повышают доверие к компаниям.

    Повышение прозрачности и ее результаты

    По данным агентства Standard & Poor’s, наиболее прозрачными российскими компаниями являются «МТС», «Вимм-Билль-Данн» и «ЮКОС». Наименее открытыми оказались представители отечественной автомобильной промышленности, а в самом конце рейтинга оказался ОАО «ГАЗ». Самыми непрозрачными составляющими российского бизнеса названы: оплата услуг управленцев, структура собственности и отношения с инвесторами.

    Почему ГАЗ оказался в таком положении? Причин много, но основной из них (по мнению рейтингового агентства) считается тот факт, что ОАО «ГАЗ» с некоторых пор владеет алюминиевый магнат Олег Дерипаска. Вот показательный пример воздействия фактора личности владельца на инвестиционную привлекательность, прозрачность компании.

    Самой открытой компанией оказалась московская «МТС», 2-е место — у компании «Вимм-Билль-Данн», 3-е — у нефтяной компании «ЮКОС». В данном случае «МТС» и «ЮКОС» оказались в первых рядах по политическим и экономическим причинам. «ЮКОС» одним из первых начал вести себя открыто и своего добился. Что же касается компании «Вимм-Билль-Данн», то тут статус заслужен со всех сторон — качество налицо. Ведущий производитель молочной продукции, активный участник фондового рынка с самого начала тщательно заботился об общественном мнении и мнении потенциальных инвесторов. Желание владельца сделать свой бизнес таким, чтобы он был интересен, привлекателен для инвестиций, чаще всего приводит к тому, что компания сочетает в себе внутренний порядок и качественное представление компании на открытом рынке. А следствие — повышение инвестиционной привлекательности.

    Наша страна активно развивает направление открытости рынка. Мы говорим о том, что у нас благоприятный налоговый режим (для некоторых — просто лучший в Европе), мы с каждым днем улучшаем наше законодательство, создаем условия для добросовестной конкуренции, наша судебная система становится все более независимой и совершенной, чиновники все меньше ставят барьеров, вежливо приглашая инвесторов к себе в регионы, ну и, конечно, бизнес становится все прозрачнее и прозрачнее. Мы почти перешли на международные стандарты финансовой отчетности (IAS).

    Мы понимаем, что пока к нам идет только рисковый капитал, но даже рисковый капитал требует, чтобы на предприятии был достойный уровень менеджмента, чтобы была работоспособная модель бизнеса и стратегия развития, чтобы у бизнеса была прозрачность и ликвидность. Мы — на очень сложном, но верном пути.

    Итак, прозрачность компании может оказать очень существенное влияние на ее стоимость. Реальный пример тому — ОАО «ЮКОС». В 2000 году руководство компании «ЮКОС» приняло решение о повышении инвестиционной привлекательности компании. За период с 2000-го по 2002 год было проведено огромное количество мероприятий, направленных на повышение прозрачности компании, — от проведения конференций и road-show, перевода и публикации отчетности в международных стандартах до раскрытия большего числа внутренней информации о компании. Результат — стоимость акций компании на рынке, а следовательно, и самой компании увеличилась с аналогичного периода 2000 года более чем в 8 раз. Объем торгов акциями компании в системе РТС за этот же период составил более $1 млрд (рис. 1).

    Это, конечно, положительный пример активной политики повышения прозрачности компании и ее результатов, доказывающий, что при правильной постановке задачи и четком и профессиональном ее исполнении результат может быть ошеломляющим. Необходимо отметить, что на сегодня цена акций ОАО «ЮКОС» многими считается завышенной, однако ее рост при этом продолжается и во время коррекции бумага ведет себя как один из самых надежных инструментов на рынке.

    Негативные последствия прозрачности компании можно отчетливо проследить на примере РАО «ЕЭС России». Несогласие миноритарных акционеров с планами реструктуризации компании, конфликтные ситуации со структурными подразделениями привели к существенному падению котировок акций компании и, в результате, к критике руководства РАО «ЕЭС России» из-за падения капитализации компании.

    Из рис. 2 отчетливо видно, что с начала 2002 года стоимость бумаги, а следовательно, и стоимость компании упала в цене более чем в 2 раза. Конечно, многие моменты в росте и падении цен на акции нельзя полностью переносить на стоимость компании. Часто эти изменения носят спекулятивный характер, обеспечиваются за счет искусственно создаваемого спроса, а главное, что все же стоимость одной акции — это не стоимость компании, хотя общие тенденции отражает достаточно объективно.

    Оценить рыночную стоимость компании с учетом тенденций финансовых рынков и мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности может независимый оценщик. Как показывает практика, спрос на услуги оценщиков за последний год существенно вырос, и тому есть множество причин, но это отдельная, очень актуальная тема.

    ПРИЗРАЧНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ. СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА

    Прозрачность отдельных компаний в сочетании с независимой оценкой чаще всего приводят к повышению благосостояния акционеров и инвесторов, а в дальнейшем способствуют повышению благосостояния населения страны и государства в целом. Это сложный процесс, который отсеивает неэффективных собственников и управляющих, компании и страны, позволяя сформировать более надежные и прогрессивные рыночные механизмы.

    Журнал «Управление компанией». Опубликовано с согласия издательского дома «РЦБ» (www.rcb.ru).

    Адрес этой страницы в Интернете: 
    http://big.spb.ru/publications/other/finmanagement/ghost_transparency.shtml
          
    Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru