Информационные технологии управления знаниями стратегический ресурс

Содержание

Доклад был подготовлен для выступления на семинаре под руководством П.Г. Щедровицкого. Группа НооЛаб рассматривает соединение методологии, информационных технологий и управленческой деятельности как стратегическую зону развития России. При подготовке доклада мы ставили перед собой следующие задачи: Определить рамки взаимодействия гуманитарного технолога и разработчика IT. При этом под "гуманитарным технологом" мы понимаем не только представителей отечественной СМД-методологии, но и западных методологов. Позициировать собственные разработки в секторах мирового рынка IT.Определить, с чем мы имеем дело в лице IT Управления Знаниями? С очередным поветрием, модным "брэндом", лишь американской номинацией? Или за этим стоит объективное содержание? Требовалось восстановить "контекст их, силиконовых умов, словесности и деятельности" (из комментариев О.Генисаретского) и задать собственное понятие IT Управления Знаниями, как отражающее социо-культурные глобальные тенденции.

1. Характеристики глобальных тенденций

1.1 "Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества. Все остальное выпадает из уравнения конкуренции". Лестер Тероу

1.2 Стратегическое направление в новой экономике - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ (knowledge management).

Комментарий:

IDС прогнозирует, что компании США вложат до 2003 года в IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (knowledge management) более 5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 61%.

1.4 На Западе мета-уровень УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ обусловлен развитием ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (IT).

Комментарий:

Мета-уровень надстраивается за счет того, что МД процессы и организованности объективируются в IT. Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения, трансляции, обработки, логистики разнообразных следов деятельности: образов объектов, образов операций, способов действия, форм организации сознания. По свидетельству Натальи Труфановой (Сан-Франциско), за последние два года произошли изменения в этно-национальном составе Силиконовой долины. На верху пирамиды (ведущие разработчики) работают индусы, в среднем слое - китайцы, в нижнем - русские. Почему индусы? Потому что обладают высокими способностями воображения.

Итак, техники сознания становятся капиталом, а IT уже сегодня выполняет роль канала передачи техник сознания.

1.5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного управления.

Комментарий:

Так, например, Internet - это не просто множество сайтов. Это, во первых, хранилища данных (баз знаний), а во вторых - порталы и поисковые машины. А за кадром - субъекты - держатели данных инструментов. И базы знаний и порталы обеспечивают вполне определенные вырезки данных из всего океана информации, и за счет этого позволяют "настраивать" картины мира для масс пользователей и регулировать информационные и "посетительские" потоки.

1.6 С технологизацией на мета-уровне, методологизированные формы организации сознания и деятельности на Западе становятся массовыми.

Комментарий:

К методологическим формам работы мы относим проектирование полипрофессиональной деятельностной соорганизации и управления ею. Типичный пример: американские компании в поисках профессионалов квалификации, нужной для решения определенной задачи, ищут людей с помощью IT. По текстам в Интернете автоматически осуществляется "диагностика" и строится образ автора. Таким образом, под решение уникальной проблемы можно найти уникальных специалистов со всего мира.

Это и есть технология мобилизации и интеграции квалификаций. Безусловно она осуществляется на мета-уровне.

1.7 IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ становятся формой капитализации мета-знаний.

Комментарий:

Знания существуют в форме надстраивающихся друг над другом "мета-уровней". При этом именно мета-знания являются важнейшим "знаниевым капиталом". В какой форме сегодня существуют и капитализируются результаты работы отечественных философов и методологов (кроме формы культурных текстов)? В форме идеологизации масс? В возникшей связи с государственным лицом высокого уровня? В наличии экспериментальных площадок, существование которых прямо зависит от "политической крыши"? Мы полагаем, что IT на Западе выступает новым механизмом социализации мета-знания, трансляции его и укоренения в различных областях практики.

IT "оплотняют" деятельность, и за счет этого позволяют сделать шаг осознания и развития.

Скажем, программы "добычи текстов" (Text Mining) основаны на различных герменевтических и лингвистических моделях. Использование этих программ предполагает определенные модели того, что такое текст и его понимание. Также, например, системы поддержки принятия решений транслируют определенную норму управленческой мыслительной деятельности, в частности, логистики.

Можно сделать вывод, что разработчики менеджмента, гуманитарные технологи имеют в форме IT обширный рынок для продуктов своего квалифицированного труда.  

2. Управление знаниями

Комментарий:

Проясним понятие "знание". Мы вовсе не склонны смешивать и отождествлять "информацию", "данные", "знания" и "понятия". Знание есть структурная свертка мышления.

Знание возникает как надстройка над системой деятельности, замещение ее "знаком", представление ее в виде "предметов" - объектов оперирования, сведений о вещах и т.д. Простейший пример: знание о длине предмета получается за счет развертывания способа измерения, в котором важнейшими элементами являются эталон длины (мера), система процедур прикладывания меры, числовой ряд и операции пересчета. Если способ действия не удается развернуть в новой ситуации, над имеющимся знанием развертывается этаж мышления, в котором строится новый способ. Так, например, Фалес Милетский, решая задачу измерения высоты египетских пирамид, построил особую теоретическую действительность ("теорема Фалеса"), в которой на геометрических моделях сконструировал новый способ. Этот способ затем был перенесен в практическое действие. Общая структура знания перестроилась: появился мета-этаж идеальных объектов и знаний о них, перестроилась и практическая деятельность.

Со знанием сопряжено понятие - знание о способе порождения знаний данного типа. В данном случае - понятие числа. Именно идея числа - как отношения измеряемого к мере- оказывается тем содержательным инвариантом, который выделяется в рефлексии и позволяет преобразовать способ измерения и перенести его из прежней ситуации в новую.

Итак, обсуждая знания, мы вынуждены выделять различные процессы "жизни знаний" - получение и употребление, трансляцию и воспроизводство, усложнения знаниевой структуры в процессе развертывания понятия и т.д. Все эти вопросы тщательно исследованы в работах ММК.

Нам важно подчеркнуть, что

  • "Знание выступает по крайней мере в четырех функциях: как орудия и инструменты, как носители определенного способа действия, как способность действовать и как способность понимать". (Г.П.Щедровицкий, Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций., Москва 2000, Лекция 12).
  • Знание существует в процессах воспроизводства деятельности и трансляции культуры.
  • За "управление знаниями" в собственном смысле "отвечают" понятия.

Обратимся теперь к IT и компьютерам. Нас мало интересует средне-статистическое, массовое осознание массового пользования. Мы ищем такие феномены, которые бы открывали умственному взору качественно новые возможности. Ничем, менее культурно-исторической эпистемологической революции, компьютер не может быть интересен.

Сквозь призму этих представлений мы и относимся к дисциплине "Управления знаниями", активно продвигаемой на Западе.

IDС рассматривает УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ как междисциплинарную сферу, соединившую в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности.

Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.

В границы УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ входят:

  • аудит имеющихся знаний;
  • определение интеллектуальных (знаниевых) процессов;
  • разработка нормативов и техник измерения знаний;
  • IT сетевое планирование;
  • измерение и учет квалификаций;
  • коммерческие стратегии в области знания;
  • IT-средства групповой работы;
  • телеконференции и системы дистантного обучения;
  • хранилища данных и знаний;
  • "добыча данных";
  • системы поддержки принятия решений;

Комментарий:

Относясь к этим представлениям, мы должны зафиксировать важный сдвиг, произшедший в последние годы в эволюции техники. От "вычислительных машин" осуществлен переход к работе с динамическими знаками ("динамический знак" - термин Г.П.Щедровицкого). Сегодня компьютеры позволяют фиксировать, накапливать и обрабатывать следы мыследеятельностных процессов в качественно иной форме, чем во всей прежней истории.

За счет компьютеров создается такая знаковая среда, которая отображает практически все элементы акта деятельности:

  • Способ действия, система операций. Компьютеры моделируют процессы, поскольку продуцируют последовательность процедур. Визуальные изображения на экране имеют своим содержанием "заэкранную", "подводную часть" - логику баз данных, порождающие модели, которые заложили разработчики IT. Значки выступают сверткой процессов, "опции" дают возможность процессы развернуть. Любые действия с использованием компьютера - набор текста, телеконференция, решение задачи с помощью прикладной программы - оставляют следы в практически безграничной памяти. Эти следы возвращаются в деятельность, вторично перерабатываются:
  • Образ объекта. Основной сдвиг в программистской культуре за последние годы - переход от процедурного к объектному программированию.
  • Эталоны. Г.П.Щедровицкий писал, что "знание есть ничто иное, как формулы перевода, выражения мира объектов через набор образцов". Он говорил, что человечество осваивает мир, присоединяя к себе, буквально физически, эталоны. Например, часы на руке - это наш внешний орган времени. Мы можем сказать, что также и компьютер - это эталон, позволяющий из потоков информации вырезать данные - то, что соответствует моделям ("понятийным шаблонам"), заложенным разработчиками в программу. В контексте задачи и субъективных смыслов пользователя, в рамках человеко-машинной системы эти данные и есть знания.
  • Смысл дела. Переход к цифровым способам обработки видео- и аудио- информации ( произошедший буквально последние 15 лет), средства multimedia позволяют организовывать "тонкие", смысловые процессы. Заснятая на видео "живая ситуация" транслирует все коммуникативные контексты и создает принципиально новые условия для понимания.

В целом уже можно говорить об "автоматизации и деавтоматизации интенциональных отношений" (Г.П.Щедровицкий), "Электронных семиотических машинах", "индивидуализированных ЧМС" и "виртуальной культуре" (В.А.Жегалин), "консциентальных машинах" (Ю.В.Громыко).

Если прежде знание существовало в системах предметов и в них оно организовывалось за счет прорабатываемых теоретических понятий, то теперь мы имеем дело с собой формой предметизации - IT, и особыми "электронными понятиями".

Рис.1. Технологии, поддерживающие УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

3. Понятие УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Комментарий:

При построении понятия в качестве эмпирического материала мы берем сведения о практике IT на Западе и формы концептуального осознания этой практики.

За счет практического использования Интернета и собственных разработок, мы предметно знаем, какие технологические модели и средства стоят за теми или иными программными системами.

Мы осознаем культурно-антропологические различия русских и американцев: формы действия и взаимодействия, организуемые в нашей культуре за счет понимающих и рефлексивных способностей сознания, в Америке обеспечиваются прежде всего чрезвычайно развитыми формами социальных институтов и коммуникативными навыками.

Используя в качестве эталона модели знания (теории мышления и содержательно-генетической эпистемологии, разработанных в отечественной СМД-методологии), мы можем выделять горизонты новых возможностей, открываемых компьютерной техникой.

Требуется придать новое значение термину "управление знаниями", которое бы вскрывало реальные тенденции общественно-исторического процесса в целом. При этом, очевидно, мы построим свое понятие, совершенно отличное от имеющегося употребления термина, и необходимое нам для нашей работы.

В качестве метода работы мы примем схему восхождения от абстрактного к конкретному.

Именно, на первом шаге восхождения следует выделить феномены, в которых можно усмотреть, изолировать значимое отношение, процесс.

Эти процесс и отношение характеризуют "управление знаниями" как форму.

За формой необходимо восстановить идеальное содержание , к которой форма может быть сведена из которого форма может быть выведена.

Модель содержания , развертываемая по собственной логике, позволяет восходить к новой форме и т.д.

Не претендуя на систематическое построение теоретического понятия, мы кратким очерком наметим основные идеи, в русле которых идут наши размышления.

3.1 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ является формой общественной связи между гуманитарными технологами (методологами) и управленцами.

Комментарий:

Необходимо восстановить практический контекст, ситуацию, в которой встает вопрос об "управлении знанием" (УЗ). На Западе характеристики этого контекста таковы:

  • За счет IT информационные потоки многократно выросли, ускорились, рассредоточились по множеству локальных сетевых центров. Объемы и скорости превышают человеческие способности. Требуются средства IT УЗ для поиска информации, распаковки ее в необходимые знания, поддержки принятия решений.
  • Конкуренты, используя средства IT УЗ получают преимущество за счет возможностей опережающей "добычи" знаний о значимых событиях, тенденциях, за счет доступа к рефлексивному управлению поведением потребителей, поставщиков, партнеров.
  • Менеджеры осознают жизненную необходимость систематического отслеживания внешней среды и востребуют IT УЗ для поиска адекватной информации и вырезания из нее необходимых знаний.
  • IT позволяют организовывать и стандартизовать, групповую работу в корпорации, системы коммуникации и знаниевые потоки. УЗ востребовано как подход к проектированию информационно-деятельностных систем и IT -организации деятельности.
  • Обращает на себя внимание, что речь идет об уровне менеджмента. Основными покупателями систем IT Управления Знаниями являются управленцы. А дисциплина Управления Знаниями формируется разработчиками менеджмента - "западными методологами". Рост рынка указывает на устойчивый социализированный характер данной взаимосвязи трех позиций: гуманитарного технолога (методолога), управленца и разработчика IT.

    3.2 IT обеспечивают инобытие этой связи в языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний

    3.3. Содержанием УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ является общественная практика работы с методами

    Комментарий:

    Особенностью "Управления знаниями" является указание на мета-уровень.

    Требуется осознать и прояснить это "мета-". Характерное для все "знаниевой экономики", "постиндустриализма" и т.д.

    Уровень знаний для нас - это уровень инновационной экономики, на котором преобразуются и осваиваются технологии. Обеспечение управленческой деятельности этого уровня и есть мета-слой управления знаниями.

    Рис. 2

    Итак, управления знанием и соответствующие IT - это система инструментов (машин, методик, способов, понятий), обеспечивающая деятельность на верхнем этаже в системе инновационной экономики.

    Какие глобальные тенденции (кроме спекулятивно-финасовой накачки IT) стоят за формированием слоя инновационной экономики и мета-уровня управления?

    Мы можем выделить следующие линии, в совокупности дающие системный кумулятивный эффект:

    Качественные сдвиги:

    • гуманитраные мета-знания позволяют оискусствлять то, что раньше было невозможно: способности людей, механизмы сознания, процессы мышления;

    • социальная инженерия позволила сделать управление технологией и глобальные системы (мирового масштаба) - предметом технологичного управления;

    • научная форма выработки знаний сменилась методологической: под конкретные проблемы оперативно проектируются и создаются полидисциплинарные "машины знаний", полипрофессиональные системы работ;

    • IT и цифровые Multimedia позволяют хранить, транслировать, обрабатывать любые следы деятельностных процессов: образы объектов, образы операций, способы действий, формы организации сознания;

    • средства коммуникации и IT позволяют создавать новые, прежде всего сетевые формы организации корпоративной деятельности, групповой работы и обеспечивают управление соорганизацией в глобальном географическом масштабе и сжатом времени.

    Эти процессы приводят к тому, что преобразование деятельностных систем стало массовой общественной практикой. Само это преобразование - переход оискусствления от слоя технологий до мета-знаний и возврат оестествления мета-знаний в новых технологиях - и есть социально-реализуемый МЕТОД экспериментирования с деятельностью и преобразования ее.

    3.4. Предметом УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ являются процессы мобилизации, интеграции квалификаций (профессионализмов).

    Комментарий:

    В соответствии со схемой рис.1. предметом управления являются процессы соорганизации различных профессионалов в такие группы, которые решают проблемы "апгрейта" технологий. Эти процессы мы, в духе Лестера Туроу, назвали мобилизацией и интеграцией квалификаций.  

    4. Перспективы IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ в России

    Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация.

    Культурные и практические предпосылки: отечественная методологическая школа СМД-методологии.

    Реальная потребность: поддержка управленческой деятельности методологическими формами организации мышления

    Комментарий:

    Известен феномен: пока консультант обсуждает с управленцем сложные способы - анализа ситуации, орг-проектирования, программирования и т.д.- управленцу все ясно. Когда консультант уходит - ясность улетучивается. Как обеспечить "закрепление" взаимосвязи консультанта (методолога управления) и управленца?

    В качестве примера приведем разрабатываемый компанией НооЛаб программный комплекс РАСПАС. Этот комплекс относится к сектору IT Управления Знаниями и позволяет обеспечить мониторинг бизнес-окружения корпораций.

    Хотя во всех учебниках по менеджменту "отслеживание внешней среды" - избитое место, мало кто из менеджеров компаний может похвастаться, что в его фирме это дело поставлено качественно.

    Представьте себе, что консультант не просто обсуждает с руководителем его бизнес окружение, а строит совместно с ним системную карту обстановки на экране компьютера.

    Когда консультант уйдет, "электронное понятие" бизнес-окружения останется на столе управленца. Программный комплекс будет автоматически отслеживать изменения в информационном пространстве Интернета и выдавать новости пользователю. В его интерфейсе, логике базы знаний "зашиты" определенные фрагменты методологической культуры управления. Всякий раз, когда управленец использует эту программу, в целостности человеко-машинной системы восстанавливаются эти культурные способы мыслительной деятельности.

    Место IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ - технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

    Комментарий:

    Различные эксперты не видят перспектив развития IT Управления Знаниями в России в ближайшем будущем. Их логика такова: чтобы выйти в практику верхних уровней, нужно освоить нижние - работу с сырьем, индустриальные технологии, управление ими, рыночные механизмы: А в этом у России как раз сейчас и проблемы.

    Подобная логика рассуждений была воспроизведена В.Н. Княгининым на семинаре "Стратегические ориентиры развития Сибири и Дальнего Востока" (27-30 апреля 2001 г., Красноярск).

    Наша позиция иная. Мы считаем, что и индустриальное развитие в том числе, сегодня должно вестись с учетом пост-индустриальных технологи: прежде всего социального управления и IT.

    Мы полагаем, что стратегическим для России сегодня является перенос центра тяжести стоимости с сырья на знаниевый и человеческий капитал. Нужно осознать как национальное богатство русскую инженерную традицию, отечественную СМД-методологию, систему образования, русские информационные технологии.

    Понимая, что движение "сверху вниз" упирается в культуру управленческой деятельности, мы формулируем задачу: обеспечить методологическую поддержку корпуса управленцев, причем сделать это в массовом, воспроизводимом масштабе.

    Мы полагаем, что не только западный менеджмент должен задавать стандарт отечественной управленческой деятельности, не только знаковые модели П.Сенге и пр. западных методологов должны быть на экранах компьютеров.

    При этом IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ выступает в функциях:

    • языковой среды
    • "проявителя" и "закрепителя" МД форм
    • способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой действительности

    В целом система управления знаниями изображена на схеме рис.3.

    5. Программные направления разработок  

    Построенное нами понятие Управления Знаниями открывает перспективы стратегической соразработки СМД-методологов, разработчиков IT и управленцев.

    Как было осознанно в работе группы инновационной экономики в Красноярске, речь нужно вести об общественных субъектах - сообществе методологов, сообществе предпринимателей и сообществе инженеров. Оформление инженерного корпуса в корпорацию, сообщество, равно как и предпринимателей - отдельная тема обсуждения.

    Трансляция гуманитарно-методологических знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной языковой среды IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

    IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как технология сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок

    IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как средство технологического освоения и капитализации прорывных отечественных практик в области образования, управления, наукоемких производств

    Отечественные IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как лидирующие продукты на мировом рынке

    Приложение 1. Ссылки на материалы Интернета, касающиеся темы доклада  

    1. Управление знаниями и информационные технологии
      Леонид Черняк
    2. Развитие моделей принятия решений: проблемы, парадоксы и перспективы
      Валерий Максимов
    3. СЕКТОР 51 "Когнитивный анализ и моделирование ситуаций"
      Зав. сектором МАКСИМОВ Валерий Иванович, к.т.н.
    4. Сфера влияния Lotus
      Григорий Милов
    5. Информационное сообщение о международном симпозиуме "Рефлексивное управление" 17-19 октября 2000г., Москва
    6. Международный симпозиум "Рефлексивные процессы и управление"
      8-10 октября 2001 года, г. Москва
    7. Конфликты и рефлексивное управление в избирательных кампаниях
      Ю.Любашевский, Ректор НИПТ, Москва
    8. Полковник ВВС США Р. Шафрански. Теория информационного оружия.

    © Александр Нечипоренко nechiporenko@noolab.ru, Алексей Разумов razumov@noolab.ru, 27.04.2001

     

    Адрес этой страницы в Интернете: 
    http://big.spb.ru/publications/other/km/it_uz_strategy_res.shtml
          
    Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru