Нужно ли строить на предприятии систему менеджмента качества?

Заместитель генерального директора ООО

«НИТЭК-ПЛАСТ» по качеству

Елиферов В. Г.

Множество российских предприятий попались в ловушку моды на сертификат ISO 9000.Часть из них потратило средства и ресурсы на самостоятельную постройку системы качества, часть доверилось сторонним специалистам, некоторые даже «получили» сертификаты у сертифицирующих органов сомнительного происхождения. На сегодняшний день можно сказать вполне определенно, что наличие сертификата о соответствии системы качества требованиям международных стандартов ISO серии 9000 не является гарантией того, что клиент имеет дело с фирмой, которая работает качественно.

Злую шутку с российскими предприятиями сыграло словосочетание «система качества». Специалисты среднего и старшего поколения хорошо помнят, как в нашей промышленности было распространено слово СИСТЕМА с различными довесками. Вспомните: 

  • КСУКП – комплексная система управления качеством продукции;
  • СТПП - система технологической подготовки производства;
  • СКПП - система конструкторской подготовки производства;
  • ЕСКД и ЕСТД – которые, надеюсь, не нужно расшифровывать и т. д. и т.п. 

Все эти системы, обросшие огромным количеством ненужных бумаг, воспринимались в реальном производстве как нечто чуждое, мешающее выдавать «штуки на-гора», особенно КСУКП. Поэтому когда руководитель произносил слова о необходимости построения на фирме «системы качества», эта система, по привычке, воспринималась как очередная «система» которая будет жить сама по себе, а реальная жизнь будет идти сама по себе.

Вместе с тем нашлись и в России руководители, которые поняли, что построить на предприятии отдельно взятую «систему качества» недостаточно – нужно перестроить ВСЮ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ. Только таким предприятиям удается добиться успеха в менеджменте. Подчеркну еще раз «в менеджменте», без упоминания о системе качества. 

История развития международных стандартов в области качества с 1988 года до ISO 9000:2000 идет как раз по этому пути. Все начиналось со стандарта ISO 9001:1988 жестко регламентирующего, что должен держать под контролем поставщик продукции. Небольшие изменения, внесенные в 1994 году, сути стандартов не поменяли, более того появились отдельные специфические стандарты по услугам (ISO 9004-2:1991), программному обеспечению (ISO 9000-3:1991) и перерабатываемым материалам (ISO 9004-3). Похоже, что ИСО/ТК 176 признал за этими видами деятельности право на уникальность требований к качеству. Это должно было случиться при том подходе, который был заложен в основополагающем стандарте ISO 9001:1994 – « … проектирование и поставка соответствующей продукции» (Раздел 1). Еще больше запутал ситуацию выпуск стандарта ISO 9004-1:1994. Его структура настолько отличалась от основополагающих, что применять его можно было только кусочнопрерывисто».

Наконец 15 декабря 2000 года, была утверждена окончательная редакция ISO 9001:2000 года, основанная на процессном подходе к управлению «организацией» (предприятием). Изменилась ориентация стандартов с качества продукции на качество процессов. Впервые в основу стандарта легли принципы менеджмента процессов, продекларированные в ISO 9000-1:1994 (разделы 4.6-4.8). Произошло сближение, хотя еще не окончательное, принципов менеджмента качества (QM) и новой парадигмы менеджмента, сформулированной в последней книге Питера Ф. Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке» ( М.: Издательский дом «Вильямс», 2000): «Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определить, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация – коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, - имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации»

Выводы из вышесказанного достаточно прозрачны:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЖЕЛАЮЩАЯ ВЫЖИТЬ, ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СВОЕГО МЕНЕДЖМЕНТА.
  2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ.
  3. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЬКО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ И ДАЖЕ ВРЕДНОЙ.

Если вглядеться в ISO 9001:2000 внимательно, то можно увидеть в структуре стандарта и в Рисунке 1 (см. стандарт) классическую схему менеджмента процесса, с описанием Входа и Выхода, с составными частями по методологии 5М ( ресурсами – по терминологии ISO).

Таким образом в нашем лексиконе появляется еще одно новое слово – ПРОЦЕСС.  Что это такое? Как его определять и документировать? Сколько их может быть в организации и сколько должно быть? На сегодняшний день практика внедрения систем менеджмента качества невелика и эти вопросы являются ключевыми для организации принявшей решение о построении СМК и реинжиниринге (reengineering) бизнес-процессов.

В старой версии стандартов ISO серии 9000 роль методички по применению играл ISO 9000-2:1993 «Общие руководящие указания по применению ISO 9001 …». В новой версии некоторым подобием может служить ISO 9004:2000, но при некотором углубленном толковании ( и цитировании) статей ISO 9001:2000, этот стандарт имеет расширенное содержание в виде дополнительных подразделов 6.5 -:- 6.8.

Автором данной статьи разработана методология описания процессов в организации (предприятии), руководство которой приняло решение «жить по-новому». То есть руководство осознало необходимость перемен в системе менеджмента и готово разрабатывать и внедрять эти перемены. 

В настоящий момент данная методология внедряется на предприятии ООО «НИТЭК-ПЛАСТ» в г. Дмитров Московской области.

Заместитель генерального директора ООО

«НИТЭК-ПЛАСТ» по качеству

Елиферов В. Г.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/publications/other/qm/need_build_na_predp_syst_qm.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru