ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В.М.Цлаф

Целевой продукт предпринимательского проектирования – проект новой структуры общественной системы производства-потребления, в которой отведено место создаваемому предприятию. В этой структуре новое предприятие обозначено как «пустой квадрат», т.е. описаны его внешние связи и функция в общественной системе производства-потребления, но не внутренняя структура и ее материальное наполнение.

Предпринимательский проект создается в двух планах: функциональном и институциональном. Функциональный проект определяет институциональный проект, задавая его центральное, организующее звено – структуру бизнес-деятельности, способ превращения возможностей бизнесмена в возможности покупателя, за приобретение которых он платит. В свою очередь, центральным, организующим звеном проекта бизнес-деятельности является бизнес-идея, определяющая, какие возможности предоставляются потребителю товаром проектируемого бизнеса, какие возможности используются бизнесменом для получения (производства, закупки) товара, обладающего нужными покупателю потребительскими свойствами, какой товар является носителем нужных покупателю потребительских свойств и в то же время может быть получен с использованием имеющихся у бизнесмена возможностей, какова необходимая и достаточная совокупность характеристик (целей, задач, средств, методов) проектируемой деятельности, обеспечивающая получение прибыли в результате ее осуществления, индивидуальность и уникальность этой деятельности. Непосредственным выражением бизнес-идеи для разработки предпринимательского проекта, учитывающим результаты маркетинговых исследований и стратегического планирования, является формула бизнеса, определяющая товар, особенности технологии (производственной, организационной, сбытовой) и факторы, обеспечивающие индивидуальность и уникальность проектируемого бизнеса и его институционального оформления. Для предпринимательского проектирования используется только та информация из формулы бизнеса, которая касается внешних связей будущего предприятия.

Предпринимательский проект в функциональном плане строится в виде функциональной схемы. Функцией здесь называется деятельность, отличающаяся применяемыми средствами и методами (типодеятельностный принцип функционального разбиения деятельности), либо объектом деятельности (объектный принцип); субъект этой деятельности (на этапе функционального проектирования – безличный) обозначается как функционально-деятельностная позиция. В функциональную схему вводятся в качестве таких позиций поставщики всех видов ресурсов (материальных: сырья, материалов, оборудования и т.д., финансовых: инвестиций, ссуд и др., энергетических, информационных, кадровых, интеллектуальных), потребители товара бизнеса, государство (в одной или нескольких различных позициях), конкуренты и сам бизнесмен. Бизнес-идея дает перечень тех потребностей потребителей, которые должны быть удовлетворены продуктами бизнеса, а формула бизнеса – перечень тех средств, которые должны быть использованы для того, чтобы покупатель с указанными потребностями, во-первых, был найден или создан, во-вторых, чтобы он покупал продукты именно данного бизнеса. Несколько иначе обстоит дело с поставщиками. Бизнес-идея определяет возможности, используемые бизнесменом, и формула бизнеса дает "know-how" их получения, эти возможности суть ресурсы, но ни бизнес-идея, ни формула бизнеса отнюдь не дают исчерпывающего перечня ресурсов. Остальные ресурсы предполагается приобретать обычными, не специфическими для данного бизнеса путями, следовательно, нормы деятельности, порождающей процессы между поставщиком таких ресурсов и бизнесменом, должны соответствовать существующим стереотипам.

Описанную часть работы рекомендуется выполнять следующим образом:

  • вычертить схему, включающую все позиции и связи между ними до создания нового бизнеса, обозначить на ней точки осуществления производства и потребления продуктов различных деятельностей, обозначить интересы и потребности для каждой представленной на схеме позиции;
  • вычертить такую же схему, как она должна выглядеть после создания нового бизнеса;
  • зафиксировать различие в структуре связей;
  • проверить, обеспечивают ли средства, содержащиеся в бизнес-идее и формуле бизнеса, «переключение» старых и формирование новых связей, при необходимости дополнить перечень средств, опираясь на стереотипные средства и приемы;
  • описать задачи, средства, методы деятельности бизнесмена, необходимой для того, чтобы изменить структуру связей в соответствии со схемами и сохранить ее в таком виде, несмотря на действия других позиционеров, интересы которых не совпадают с интересами бизнесмена.

Пример: Создается швейное производство. Источником прибыли, согласно бизнес-идее, предполагается дешевизна ткани, приобретаемой непосредственно у зарубежного производителя, и невысокая цена надомного труда швей при умеренной цене на товар. Бизнес-идея определяет те потребительские качества изделий, которые должны привлечь покупателя и обеспечить индивидуальность и уникальность создаваемого дела, и номенклатуру самих изделий, обладающих этими качествами; определяет как источник прибыли особые отношения с поставщиком, обеспечивающие устойчивые поставки материалов достаточно высокого качества по минимальной цене (выполнение одновременно роли посредника по сбыту крупных партий товара) и особые условия подбора кадров, обеспечивающие нужное качество изделий при невысоких затратах на труд. Как установить эти «особые» отношения с поставщиком и выполнить «особые» условия подбора кадров, бизнес-идея не указывает. Формула бизнеса на основе маркетинговых исследований и стратегических разработок дает «know-how» построения отношений с поставщиком, подбора кадров, получения в процессе производства нужных характеристик изделий – но ничего не говорит об источниках приобретения оборудования, финансирования проекта, приобретения фурнитуры для изделий и о многих других деталях, существенных для проекта. Разработчик проекта должен найти для этих вопросов стереотипные решения, к примеру, недостающие основные средства приобретаются у фирмы-поставщика за счет кредита фонда занятости на организацию новых рабочих мест, поставщиком фурнитуры является фирма-посредник, с которой заключается договор купли-продажи, и т.п. Эти стереотипные решения не являются ведущими факторами достижения прибыльности дела и выбираются, исходя из требования приемлемости технико-экономических показателей. Постановка и решение оптимизационных задач по отношению к таким факторам не всегда оправданы.

Указанные выше схемы для данного примера имеют вид, изображенный на рис.1.

Основная информация для составления предпринимательского проекта – интересы позиционеров, включенных в схему, основываясь на которых можно «захватывать» связи с ними или строить новые связи. Эти интересы не обязательно лежат в экономической плоскости, они могут быть связаны с достижением социального престижа, политическими интересами и др. Эта информация и является ключевой для бизнес-идеи и формулы бизнеса; предпринимательский проект должен точно и детально развернуть механизмы использования этих интересов в соответствии с бизнес-идеей и «know-how» формулы бизнеса.

Переход ко 2-й стадии предпринимательского проектирования: от функционально-деятельностного к институциональному проекту – состоит в замене абстрактных позиционеров функциональной схемы конкретными объектами предпринимательского проекта: социальными институтами, выступающими в ролях производителей и потребителей, и социальными группами, выступающими обычно в роли потребителей и лишь в одном случае – в роли производителя (социальная группа предпринимателей, работающих без образования предприятий). Можно также рассматривать социальные группы как потенциальных инвесторов в случае образования акционерного общества открытого типа.

Указанная замена не вызывает трудностей, так как возможности, предусматриваемые бизнес-идеей и формулой бизнеса, обычно связаны с конкретными субъектами, интересы которых и положены в основу «захвата» или построения связей. Если никакие конкретные субъекты при формулировании бизнес-идеи и формулы бизнеса не имелись в виду, то их следует отыскивать именно по тем интересам, на использовании которых предполагается построить бизнес.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/publications/other/restruct/predpr_project.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru