Варианты программной реализации бюджетной системы управления финансами

Процесс постановки бюджетного управления финансами начинается с разработки бюджетных регламентов, после чего наступает черед автоматизации, которая заключается в выборе и внедрении программных средств, которые станут инструментами поддержки системы управления финансами компании. Основная задача автоматизации состоит в том, чтобы освободить время менеджеров компании от рутинных операций, предоставляя необходимую информацию в удобной для принятия решения форме.

На Рис. Ф-11 представлена возможная схема реализации системы компьютерного управления финансами.

«БИГ-Мастер 2.5: Финансы» как средство создания бизнес-моделей бюджетирования позволяет разработать все необходимые регламенты для организации бюджетирования:

  • Разработка регламентов краткосрочного бюджетирования:

    • Структура бюджетов и бюджетной информации;

    • Финансовая структура (выделение центров финансового учета, их типизация);

    • Схемы консолидации бюджетов и разнесения финансовой информации при определении финансовых результатов по ЦФО;

    • Организационный и временной регламент реализации бюджетного управления;

    • Выбор программной системы поддержки бюджетирования (!).

  • Разработка регламентов долгосрочного финансового управления:

    • Формирование структуры долгосрочных бюджетов;

    • Формирование бюджетного комитета по долгосрочному планированию;

    • Временной регламент и структуры предоставления информации;

    • Выбор программной системы поддержки долгосрочного финансового управления (!).

При построении корпоративной информационной системы (КИС) компании эти задачи относятся к функциям структурирующей подсистемы. Для реализации на практике количественного моделирования плановой части всех бюджетов и учета фактических результатов их выполнения необходимы программные средства, относящиеся к исполнительной подсистеме КИС.

В контуре краткосрочного финансового управления могут использоваться бюджетные таблицы MS Excel, которые создаются с помощью Мастера бюджетных форм, входящего в состав программы БИГ: Мастер.

Система оперативного планирования, учета и контроля – бюджетирования –обеспечивает возможность формирования месячного финансового плана компании путем консолидации планов выделенных центров финансовой ответственности.

Следует отметить, что в краткосрочные бюджетные таблицы кроме непосредственного ввода учетных данных может происходить и импорт данных из системы оперативного учета, где сосредоточена оперативная информация о финансовых операциях и материальных потоках. Задача системы оперативного учета – быстро реагировать на запросы – контроль поставок сырья, производства и отгрузки продукции по заявкам клиентов, управление и контроль расчетов с поставщиками и покупателями.

По данным краткосрочных финансовых бюджетов может проводиться краткосрочный финансовый и экономический анализ для оперативного получения обобщенного представления о финансовом состоянии компании и тенденциях его изменения, при этом настройка расчета соответствующих коэффициентов может быть также сделана в специальной бюджетной таблице MS Excel.

В отдельный контур выделяется система бухгалтерского учета. Ее взаимодействие с системами оперативного управленческого учета и системой бюджетирования осуществляется за счет регулярного экспорта обобщенных данных (сводных проводок) по текущим операциям с финансовыми и материальными ресурсами. Вынесение задач контроля всей оперативной финансовой информации в специализированную систему бюджетирования позволяет бухгалтерии сосредоточится на функциях документального подтверждения операций, подготовки стандартной бухгалтерской отчетности и налоговом планировании.

В контуре долгосрочного финансового управления можно выделить три основных блока:

  • Блок прогнозирования и планирования;

  • Блок финансового анализа;

  • Блок экономического анализа.

В рамках этих модулей компания имеет возможность реализовывать весь цикл долгосрочного управления финансами, описанный ранее (раздел Особенности постановки долгосрочного финансового управления).

Одним из вариантов программной поддержки контура долгосрочного управления финансами является программный комплекс Инэк-Аналитик (или Инэк-Инвестор). Возможности программы, с одной стороны, позволяют получать различные виды отчетов по финансовому и экономическому анализу фактического состояния компании, с другой стороны – проводить анализ прогнозных балансов и отчетов, по итогам которого выбирается основной "базовый" вариант бизнес-плана.

Информацией для финансового анализа фактического состояния компании служат данные, импортируемые из системы бухгалтерского учета – это стандартные финансовые отчеты – баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2).

Экономический анализ деятельности компании, позволяющий оценить эффективность использования ресурсов, производиться на основе учетных данных из системы оперативного учета – это детализированные данные по выручке, затратам и другие данные, необходимые для проведения экономического анализа.

Для финансово-экономического анализа прогнозных балансов и отчетов используется информация, получаемая из блока планирования и прогнозирования (прогнозные балансы и отчеты, плановые экономические данные).

Блок планирования и прогнозирования использует внутренние финансовые и экономические данные, прогнозы о возможном состоянии внешнего экономического окружения (темпах инфляции, изменения цен на сырье, продукцию), результаты финансового и экономического анализа, а так же данные, полученные из контура краткосрочного финансового управления.

Выходной информацией блока планирования и прогнозирования является "базовый" вариант бизнес-плана, выбранный из нескольких прогнозных вариантов по результатам их финансово-экономического анализа, т.е. долгосрочные финансовые бюджеты. Дальнейшая разбивка агрегированного долгосрочного плана является основой для запуска процедур оперативного планирования и создания детальных финансовых планов на период по всем ЦФО.

В то же время исходный бизнес-план может корректироваться по результатам выполнения краткосрочного финансового плана. При этом корректировка исходных долгосрочных финансовых планов происходит с использованием данных краткосрочных бюджетов, т.е. происходит актуализация на основе полученных фактических данных и пересчет значений бюджетных статей на будущие периоды.

Информационная система MIS (или система представления управленческой информации) предназначена для того, чтобы обеспечить менеджеров необходимой информацией для принятия решений для целенаправленного управления компанией, включая контроль показателей деятельности на всех уровнях.

Аналитические показатели, рассчитываемые по данным краткосрочных и долгосрочных бюджетов, значения и интерпретация которых содержатся в формируемых отчетах по финансовому и экономическому анализу, предоставляют менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям.

Информация, содержащаяся в отчетах, должна обеспечивать возможность раскрытия и диагностики причин, обусловивших значения индикаторов, что подразумевает возможность получения более подробной информации по интересующему показателю, выявление причин отклонений от нормативного значения, анализ данных, по которым он был рассчитан – другие показатели и т.д.

MIS сопрягается с системой управленческого учета и другими учетными системами предприятия. В идеале, как бухгалтерский (финансовый), так и управленческий учет должны использовать данные единой системы базового учета – ядра учетной системы. Из этих данных модули финансового учета формируют свои отчеты для внешних пользователей, а модули управленческого учета обрабатывают те же самые данные в целях подготовки информации для внутренних пользователей. Различие состоит в интерпретации данных: в финансовом учете может действует внешний стандарт (например, GAAP), в управленческом учете могут использоваться одновременно различные методы.

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/consulting/consulting_projects/finance/budget_sample/
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru