Оперативный контроллинг

Его лозунг можно сформулировать как – «Делать дело правильно»

Функции - достижения конкретных целей и решение задач

Показатели - результаты (прибыль, рентабельность, ликвидность..)

Временной горизонт – относительно краткосрочный

Он охватывает все функциональные области с последующей интеграцией:

  • Контроллинг оперативного маркетинга (исследования и продвижение) – контроль результатов – эффективность работы на сегментах (объект контроллинга – перевод в прямые затраты), эффективность маркетинговых мероприятия / затрат на них

  • Контроллинг логистики - поставки, оценка эффективности закупок / затраты на закупки, логистический анализ производства и т.п.

  • Финансовый контроллинг – поддержание рентабельности и ликвидности предприятия, сбалансированной структуры капитала (правила Коссе), план-баланс и потоков по видам деятельности, текущий (средне и краткосрочный) бюджет, объединяющий (интеграционный) по видам деятельности и выплат-платежей, поддержание ликвидных резервов для ликвидации дефицита (коэффициенты ликвидности и т.п.)

  • Контроллинг инвестиций - проект контроллинг, т.е. оценка и оперативное управление инвестиционными проектами

Техники и Инструменты:

  • АВС-анализ, XYZ – анализ
  • Анализ по точке безубыточности,
  • Метод расчета сумм покрытия,
  • Финансовый анализ
  • Факторный анализ

Оперативный управленческий учет и контроль – система выбранных показателей должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям. Кроме того, система должна предупреждать об выявленных проблемах – препятствиях на пути этого продвижения и сигнализировать об ухудшении ситуации

Взаимодействие стратегического (а) и оперативного (б) контроллинга – может быть символически представлено, как зубчатая передача:

а) Путь наверх - поиск и выбор пути развития

б) Путь вниз – реализация плана

Таблица К1 дает сводную картину отличий двух видов контроллинга:

Таблица К1

Признаки

Стратегический

Оперативный

Организационная иерархия

Высшее руководство

Все уровни с упором на средний

Неопределенность

Существенно выше

Меньше

Вид проблем

Проблемы слабо структурированы

Относительно хорошо структурированы

Горизонт

Долгосрочные и среднесрочные аспекты

Среднесрочные и краткосрочные аспекты

Информация

В основном из внешней среды

В основном внутри предприятия

Альтернативы

Широкий спектр

Спектр ограничен

Охват

Концентрация на отдельных важных позициях

Все функциональные области с последующей интеграцией

Детализация

Невысокая

Относительно большая

Индикаторы

Потенциалы успеха

Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность и т.п.

Системы показателей оценки деятельности предприятия в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы на прогнозирование будущей деятельности и принятие решений

Среди финансовых показателей в контроллинге различают показатели:

Логико–дедуктивные – Дюпон, Pyramid Structure of Ratios, ZWEI и т.п.

Эмпирико–индуктивные –например, раннего прогнозирования возможной неплатежеспособности предприятий (Бивер, Альтман, Camel –для банков)

В целом, идеология контроллинга на новой информационной основе, еще раз привлекла внимание к следующему принципу менеджмента:

«Реализация всех контуров управления компанией должна осуществляться в соответствии с полным управленческим циклом».


Примечания:

1Правила Коссе (бизнес–правила западных банков)

  • Общая задолженность предприятия (долгосрочная, среднесрочная и краткосрочная) не должна превышать более чем в 2 раза величину собственного капитала (или 2/3 от пассива баланса)
  • Долгосрочная и среднесрочная задолженности не должны превышать сумму собственного капитала

Если любое из условий не выполнено – предприятию могут отказать в кредите 

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/consulting/consulting_projects/finance/program/operativ_controlling.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru