В ноябре АНО КМЦ «Бизнес-Инжиниринг», входящая в «Бизнес Инжиниринг
Групп», победила в конкурсе на проведение научно-исследовательской
работы для Минэкономразвития на тему «Моделирование деятельности органов
власти, государственных и муниципальных организаций».

В связи с проектом административной реформы и намерением российского
руководства поэтапно работать над проектом «Электронное правительство» (e-Government)
у государственных органов возник интерес к новым информационным
технологиям.
Была разработана и начала
осуществляться программа «Электронная Россия».
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная
Россия»
(e-Russia),
рассчитанная
на 2002-2010 годы,
занимает одно из
ведущих мест в программе экономико-политических реформ России. Программа
затрагивает все стороны развития государства и общества, подразумевает
проведение обширного комплекса действий в рамках экономической,
технической и технологической политики государства.
«Электронная Россия» —
это
путь,
пройдя который
можно ожидать, что работа
госучреждений и предприятий станет быстрее и эффективнее.
Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ,
внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе,
создание образовательных программ, призванных повысить уровень
компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры
коммуникаций.
Большое внимание в программе уделено информатизации государственного
управления. Концепция «Электронного правительства» предполагает
кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и
бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую
государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том
числе и через Интернет.
Повышение эффективности государственного управления – живая тема всех
времен и народов. Конструктивная польза взгляда на государство через
призму бизнеса заключается переводе сферы
государственного управления во вполне прагматическую область, где есть
представление об эффективности и технологизированное знание о том, как
ее можно повысить. Такой подход уже используется в мировой практике
госуправления.
Государство можно рассматривать как корпорацию, занимающуюся
оказанием услуг своим гражданам-клиентам. Корпорация эта сверхкрупная и
не вполне обычная: она совмещает обслуживание клиента с
контрольно-надзорными функциями за ним же. Тем не менее, на уровне
государства реализуются все основные направления деятельности типичной
компании: стратегическое планирование, управление структурой и
процессами, финансовый, коммерческий менеджмент, управление персоналом и
т.д. В России этот бизнес устроен неэффективно, что тормозит
экономический рост и усложняет жизнь граждан. Путь к успеху – стать «клиентоориентированной
фирмой» с помощью системной оптимизации.
В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных
органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не
будут автономными, они смогут взаимодействовать между собой (между
различными организациями информация также будет передаваться в
электронном виде) и с внешним миром. Планируется внедрить систему
дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в
Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике, в таможенные
органы и проч. Большую часть государственных тендеров и закупок также
предполагается проводить в электронной форме.
Высшая школа экономики и АНО КМЦ «Бизнес-инжиниринг» в течение
последних двух лет разрабатывают для Минэкономразвития России
методологию и инструментарий для моделирования деятельности органов
власти. Каждый орган власти должен сформировать и поддерживать в
актуальном состоянии электронную модель деятельности — базу знаний о
собственной структуре, функциях, полномочиях, программах, процессах,
ресурсах. В электронной модели информация о деятельности органа власти
представляется в виде, удобном для различных типов пользователей:
руководителей, исполнителей, граждан, экспертов (аудиторов),
специалистов по информатизации.
В настоящее время создается единый
подход к формализованному описанию деятельности органов исполнительной
власти с целью решения следующих задач:
- Оптимизация и постоянное совершенствование административных процессов
- Повышение исполнительской дисциплины через четкое закрепление
ответственности государственных служащих, участвующих в административных
процессах, а также возможность контроля со стороны вышестоящего звена
- Повышение прозрачности административных процессов для граждан и
организаций, вступающих во взаимодействие с государством, через создание
простого для восприятия формата представления информации о процессах
- Постановка задач для ИТ-решений в рамках подготовки создания
электронных административных регламентов
Подробную информацию можно получить на официальном сайте ФЦП «Электронная Россия»
http://www.e-rus.ru/ .
Результаты работы Высшей школы экономики за 2005 г. для изучения
можно получить в
публичной части системы управления проектами
Минэкономразвития России.
|