Бизнес-логопедия

Разные аналогии возникают в воображении отечественных руководителей, когда речь заходит о логистике: “...логистика — это такая труба, по которой движутся потоки материальные, финансовые, информационные, и с ними что-то происходит, меняется их качество”. Наконец, “...это конвейер, охватывающий всю организацию, и проблема в том, чтобы на стыках было как можно меньше сбоев, неконтролируемых действий”.

Общее в этих определениях — взгляд на логистику как на нечто, связанное со всей организацией, а не с отдельными ее частями. Такой подход лишь недавно выработала западная управленческая мысль (первоначально под логистикой понимали организацию снабжения и сбыта). Консультанты рассказывают, что часто клиенты, заказывая постановку логистики и отвечая на вопрос, что именно они хотят, начинают с закупок и реализации, переходят на денежные потоки, оборачиваемость средств и заканчивают чуть ли не налоговой схемой.

С формальной точки зрения — это путаница в разделах менеджмента, но по существу — заказчики правы: их интересуют организация в целом и происходящие в ней процессы. А значение термина “логистика” как раз и есть организация процесса. Описываемое этим термином явление появилось, когда от простейшей организационно-функциональной модели организации (“кто что делает”) перешли к построению функционально-технологических моделей, дополнив их правилами “когда” и “в какой последовательности”.

Таким образом, логистика есть организация процессов разного типа. Это научное направление связано с разработкой рациональных методов управления сквозными материальными и информационными потоками с целью достижения максимальной совокупной эффективности работы.

В мировой практике логистика стала целеполагающей сферой деятельности с середины 70-х годов. С этого времени акценты в оценке силы бизнеса сместились в область ресурсного потенциала и экономии на издержках обращения. Этому способствовали превращение рынка продавца в рынок покупателя и, как следствие, усиление конкуренции, а также внедрение компьютерных технологий в управление предприятиями. Кроме того, в современном бизнесе значительно возросло время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90 % временных затрат), что вызывает повышенный интерес к логистике.

При этом существенное отличие логистического подхода заключается в системном рассмотрении совокупности процессов с позиции единой материалопроизводственной цепи. Интеграция отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом и методологическом уровнях, а минимизация затрат времени и ресурсов достигается путем оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Закупочная логистика — обеспечение предприятия материальными ресурсами.
Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.
Производственная логистика — обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
Складская логистика — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.
Транспортная логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

 Действия, которые нужно предпринять:

  • Четко сформулировать проблему, цель проекта.
  • Обсудить сложившуюся ситуацию с руководством компании и добиться его понимания относительно того, что проблема существует и ее надо решать.
  • Проанализировать варианты решения:
  • создать на предприятии группу для проведения анализа, выработки и внедрения рекомендаций по улучшению работы;
  • обратиться за помощью в консалтинговую компанию.
  • Убедиться, что в команду, которая будет заниматься анализом, включены люди из всех заинтересованных отделов.

Издержки отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны.

Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванных ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов — к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке, и т.д.

При определенных условиях возможно такое перераспределение затрат, при котором некое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом.

Татьяна Терешкина,
Вера Краснова,
Андрей Бочкарев

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://big.spb.ru/publications/bigspb/business_logo.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru