Разные аналогии возникают в воображении
отечественных руководителей, когда речь
заходит о логистике: “...логистика — это
такая труба, по которой движутся потоки
материальные, финансовые, информационные, и
с ними что-то происходит, меняется их
качество”. Наконец, “...это конвейер,
охватывающий всю организацию, и проблема в
том, чтобы на стыках было как можно меньше
сбоев, неконтролируемых действий”.
Общее в этих определениях — взгляд на
логистику как на нечто, связанное со всей
организацией, а не с отдельными ее частями.
Такой подход лишь недавно выработала
западная управленческая мысль (первоначально
под логистикой понимали организацию
снабжения и сбыта). Консультанты
рассказывают, что часто клиенты, заказывая
постановку логистики и отвечая на вопрос,
что именно они хотят, начинают с закупок и
реализации, переходят на денежные потоки,
оборачиваемость средств и заканчивают чуть
ли не налоговой схемой.
С формальной точки зрения — это путаница в
разделах менеджмента, но по существу —
заказчики правы: их интересуют организация
в целом и происходящие в ней процессы. А
значение термина “логистика” как раз и
есть организация процесса. Описываемое
этим термином явление появилось, когда от
простейшей организационно-функциональной
модели организации (“кто что делает”)
перешли к построению функционально-технологических
моделей, дополнив их правилами “когда” и “в
какой последовательности”.
Таким образом, логистика есть организация
процессов разного типа. Это научное
направление связано с разработкой
рациональных методов управления сквозными
материальными и информационными потоками с
целью достижения максимальной совокупной
эффективности работы.
В мировой практике логистика стала
целеполагающей сферой деятельности с
середины 70-х годов. С этого времени акценты
в оценке силы бизнеса сместились в область
ресурсного потенциала и экономии на
издержках обращения. Этому способствовали
превращение рынка продавца в рынок
покупателя и, как следствие, усиление
конкуренции, а также внедрение
компьютерных технологий в управление
предприятиями. Кроме того, в современном
бизнесе значительно возросло время
прохождения товара по различным каналам
материально-технического обеспечения (свыше
90 % временных затрат), что вызывает
повышенный интерес к логистике.
При этом существенное отличие
логистического подхода заключается в
системном рассмотрении совокупности
процессов с позиции единой
материалопроизводственной цепи.
Интеграция отдельных звеньев этой цепи
осуществляется на техническом,
технологическом, экономическом и
методологическом уровнях, а минимизация
затрат времени и ресурсов достигается
путем оптимизации сквозного управления
материальными и информационными потоками.
Закупочная логистика — обеспечение
предприятия материальными ресурсами.
Распределительная логистика —
обеспечение рационализации процесса
физического продвижения продукции к
потребителю и формирование системы
эффективного логистического сервиса.
Производственная логистика —
обеспечение качественного своевременного
и комплектного производства продукции в
соответствии с хозяйственными договорами,
сокращение производственного цикла и
оптимизация затрат на производство.
Складская логистика — оптимизация
операций, непосредственно связанных с
переработкой и оформлением грузов и
координацией со службами закупок и продаж,
расчет оптимального количества складов и
места их расположения.
Транспортная логистика — оптимизация
транспортных систем, выбор вида и типа
транспортных средств; определение
разноканальных маршрутов доставки;
обеспечение технологического единства
транспортно-складского процесса. |
Действия, которые нужно предпринять:
- Четко сформулировать проблему, цель
проекта.
- Обсудить сложившуюся ситуацию с
руководством компании и добиться его
понимания относительно того, что проблема
существует и ее надо решать.
- Проанализировать варианты решения:
- создать на предприятии группу для
проведения анализа, выработки и внедрения
рекомендаций по улучшению работы;
- обратиться за помощью в консалтинговую
компанию.
- Убедиться, что в команду, которая будет
заниматься анализом, включены люди из всех
заинтересованных отделов.
Издержки отдельных компонентов логистики
тесно взаимосвязаны.
Например, экономия на транспортных
расходах может привести к значительному
увеличению затрат, вызванных ростом
складских запасов, а экономия на упаковке
грузов — к дополнительным издержкам,
вызванным повреждением грузов при доставке,
и т.д.
При определенных условиях возможно такое
перераспределение затрат, при котором
некое незначительное их увеличение в одной
области может дать значительную экономию в
другой, что в конечном счете приведет к
снижению суммарных издержек по системе в
целом.
Татьяна Терешкина,
Вера Краснова,
Андрей Бочкарев |