Сначала приведем общие сведения о продуктах: БИГ-Мастер
Макси 10.7 - последний «писк» в цепочке Мини_ Миди_ Макси, разрабатываемых в
Москве, БИГ-Мастер Профи - рождена на базе БИГ-Мастер 10.3. и продолжает
линию профессиональных версий, создаваемых в Санкт-Петербурге.
Таким образом, получить общее представление об интерфейсе
программных продуктов можно скачав Мини или соответственно демо-версию
БИГ-Мастера 10.3 (к сожалению, в демо-версии не сохраняются вносимые изменения -
если это существенное препятствие для знакомства - готовы переслать по e-mail
так называемую «учебную версию», где данное ограничение снято). Также обращаем
Ваше внимание на презентацию БИГ-Мастера Профи размещенную на нашем сайте -
www.big.spb.ru/bigmaster/demo/demo_bm.
Сразу оговоримся, что московские продукты (БИГ-Мастера
«Мини- Миди- Макси») изначально были ориентированы либо на семинарскую
деятельность (как средство создания наглядных иллюстраций), либо на поддержку
работы консультантов при реализации проектов по организационному проектированию
в технологии матричного моделирования. Использование таких несколько упрощенных
технологий («крестики-нолики») и отсутствие сервисных функций резко ограничивает
размеры и виды моделей, и следовательно данные продукты, как правило,
применяются на предприятиях лишь в качестве начального средства знакомства с
технологиями бизнес-инжиниринга.
Перед тем как перейти к различиям, укажем на сходство - и
тот, и другой продукт ориентирован на решение задач организационного менеджмента
и создание бизнес-моделей предприятия.
Основополагающей моделью является модель
организационно-функциональной структуры (ОФМ) - которую образуют
классификатор (иерархический перечень объектов, справочник) Организационных
звеньев и классификатор Функций компании, связанные между собой в
матричной проекции.
При работе с классификаторами немаловажным является вопрос
занесения первичной информации - как правило, на предприятиях существуют
регламенты деятельности (пусть и несколько устаревшие) - в Профи
предусмотрен импорт из текстовых файлов, с тем чтобы не вносить уже имеющиеся
данные вручную. Безусловно, в Профи также заложена возможность сетевой
работы (с одной моделью и / или с одним классификатором).
Проекция «Функции _ Организационные звенья» является
основой для создания следующих организационно-распорядительных документов:
Положение об организационно-функциональной структуре
Положение о функциях подразделения и функциональных обязанностях
сотрудников
Положения об организации контуров управления и основных (обеспечивающих)
видах деятельности
В Профи вышеперечисленные отчеты сохраняются в виде *.rtf
(*.xls) и в виде *.html файлов (что облегчает их размещение на Intranet-серверах
- примером которых может являться E-система (http://www.big-group.ru/lenta/lenta02122701.htm)
- в Макси - только в *.rtf. Кроме того, в Профи заложен достаточно
простой механизм (по сравнению с Макси) формирования и оформления любых
отчетов (если представленные шаблоны по какой-то причине не устраивают
пользователя).
Поскольку в Профи помимо числовых шкал задаются
временные (с указанием дат), то кроме текстовых отчетов (или их визуализации в
виде «органиграмм») формируются диаграммы Ганта и «диаграммы загрузки».
Исходная ОФМ может развиваться в трех направлениях:
- Анализ полноты закрепления и выделения функций
- Формирование регламентов управления персоналом (самый типичный -
должностная инструкция)
- Описание и реинжиниринг бизнес-процессов.
Сначала остановимся на первом направлении -
и в Макси и в Профи анализируется распределение функций. Грубо говоря
- какие функции остались «подвешенными в воздухе» и какие службы оказались либо
вовсе без определенных занятий, либо недостаточно загруженными / перегруженными
(но последнее уже только в Профи - где в отчете можно вывести все звенья,
за которыми закреплены, например 20 и более функций). Конечно, такой отчет будет
корректен только в случае, когда нет явных перекосов в описании функционала
(вроде «постановка маркетинга в компании» и «оформление пропусков»). Хотя (опять
же в Профи) для каждой функции можно определить время необходимое на ее
исполнение и частоту исполнения (по заданной пользователем шкале) и таким
образом оценить загруженность сотрудников.
Полнота выделения. Каждая из задач управления
раскладывается по стандартному циклу принятия управленческих решений - в самом
общем виде, это подготовка решения, принятие решения, организация исполнения
решения, исполнение, контроль и регулирование. Пропуск какого-либо одного из
этапов может привести как к неисполнению функции, так и к неправильному
исполнению (например, отсутствие этапа «подготовки решения» позволяет сделать
вывод о том, что решение принимается интуитивно и т.д.).
В Профи допустимо присвоить каждой функции определенный
тип и благодаря формированию «тройных» проекций (связывающих не 2, а
три классификатора), «расцветить» традиционную матрицу-таблицу с
«крестиками-ноликами», превратив ее в таблицу с указанием уровня ответственности
служб компании в ходе решения той или иной управленческой задачи (например,
заглавные буквы роли в управленческом цикле – У, П, И, К, Р и т.п.).
Формирование регламентов управления персоналом.
Для того чтобы преобразовать отчет «О функциональных
обязанностях сотрудника» в Должностную инструкцию его следует
дополнить такими разделами как:
отношения подчинения и замещения по должности (проекция «Организационные
звенья на Организационные звенья», кроме того, используя тройные проекции
можно устанавливать виды подчиненности - непосредственно подчинен,
функционально подчинен и т.д.)
Права, Полномочия, Ответственность (проекция единого для компании перечня
Прав и полномочий на Организационные звенья)
Квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику в соответствии с
занимаемой им конкретной должностью (по тому же принципу, создается проекция
Требований на Организационные звенья)
организационно-правовые документы, на основании которых сотрудник
осуществляет служебную деятельность (Регламенты на Организационные звенья)
Все вышеперечисленные разделы Должностной инструкции можно
описать и в Макси (повторимся - за исключением тройных проекций), и в
Профи. Однако, Профи дополнено соответствующими референтными моделями
и руководствами-методиками.
Приведенная форма Должностной инструкции не всегда
соответствует задачам эффективного управления деятельностью персонала. Впрочем,
российским законодательством не определены в явном виде возможное разделы
(заданы только необходимые). Так или иначе, многие компании используют
вышеприведенную форму в качестве «скелета», к которому добавляются потом
значимые, с их точки зрения, сведения, например - взаимоотношения по должности.
Традиционно такие отношения определяются следующим образом:
«такое-то звено передает другому звену такую-то информацию». Существенным
минусом такого описания является его полная «оторванность» от исполняемых звеном
функций - т.е. предположим, комплекс качества передает производственным
комплексам «план мероприятий по обеспечению качества», однако, в задачах службы
функции по подготовке плана могут быть случайно не указаны - и такие примеры
можно приводить до бесконечности.
Поэтому представляется целесообразным задавать взаимодействие
не просто между службами, а между исполняемыми ими функциями - в Профи
это реализовано с помощью все тех же тройных проекций «Функции через
Документы на Функции», где расставляются направленные связи (вход / выход) -
причем, поскольку Функции были ранее закреплены за Организационными
звеньями итоговый отчет можно получить в привычном глазу виде -
Организационные звенья через Документы на Организационные звенья.
Описание «документооборота» подводит к следующей задаче -
описание процессов.
При переходе к процессному описанию - точность знания о
деятельности компании существенно увеличивается:

Для получения этого дополнительного знания для каждой функции
(операции процесса) задается некий набор систематизированных вопросов («что»,
«кто», «чем», «на каком основании» и т.п.). Естественно, что «выход» одного
процесса является «входом» другого.
При этом основным достоинством программных продуктов серии
БИГ-Мастер является то, что на эти вопросы не обязательно отвечать сразу: т.е.
сначала известны только исполнители – они определены в разработанной ранее
организационно-функциональной модели, затем допустим документооборот (при
условии создания расширенного варианта должностной инструкции), после чего
описываются материальные потоки и основные ресурсы.
В Профи для описания алгоритма процесса и особенностей
прохождения материальных и информационных потоков также существуют
многочисленные выразительные средства: многомерные проекции, индексы и свойства
связей, групповые операции над элементами классификаторов и связями. Все это
отсутствует в Макси. В нем можно описать набор операций и объектов
процесса, но очень неудобно задавать отношения между ними. И, хотя, теоретически
описание процессов в Макси возможно, но сделать его крайне сложно. То,
что хорошо для объяснения, может быть практически не применимо в реальной жизни.
Так машина Тьюринга может решить любую алгоритмически разрешимую задачу, но не
может быть коммерческим продуктом.
И в Профи и в Макси формируются табличные
отчеты по процессу (однако, в Профи возможно набирать состав отчета по
усмотрению пользователя).
В Профи представлено большое количество графических
нотаций процессов - нотация IDEF0, нотация EIDEF0 (добавлены связи с хранилищами
и базами данных), нотация DFD и Логико-функциональные схемы (блок-схемы
алгоритмов процессов). Диаграммы процессов автоматически генерируются (из
проекций) на любой стадии описания. Одни и те же процессы можно просматривать в
нотации IDEF0 или логико-функциональных схем – и следовательно оценить как
выстроен процесс на этом уровне, проверить, все ли учтено или что-либо упущено и
необходимы ли уточнения.
Существенным является момент описания схожих процессов -
предположим компания занимается железнодорожными перевозками различных видов
грузов - набор операций одинаков, но, скажем, исполнители процесса по каждому
виду груза - разные. - с тем чтобы процесс не напоминал «средний анализ
температуры по больнице» приходится повторять перечень операций столько раз
сколько видов грузов есть в наличии (в Макси), указывая для каждого своих
ответственных. В Профи заложен другой подход - здесь процессы строятся на
дереве функций. Иными словами, в классификаторе Функций один раз задается
общая последовательность действий, а дальше в проекции «Функции на Процессы»
определяются состав и границы процессов.
Это тем более важно, что иногда одна функция принадлежит
нескольким процессам - например, «анкетирование потенциальных клиентов в ходе
ведения переговоров» - с одной стороны логично включить данную функцию в процесс
сбыта, с другой стороны - «анкетирование …» неотъемлемая часть процесса
маркетинговых исследований.
Существует, конечно, и различие в цене. БИГ-Мастер Макси
стоит 1 200 у.е., а Профи - 1 500 у.е. (все цены приведены без учета
НДС).
Уточним, что «Профи» - это название ядра программы. Пока на
его основе выпущены БИГ-Мастер Профи «Организационное управление»
(о нем шла речь выше) и БИГ-Мастер Профи «Постановка системы менеджмента
качества» (2000 у.е.). Их функциональные возможности одинаковы - разница
в наборе референтных моделей и методик. В перспективе линия Профи пополнится
следующим набором функционально-ориентированных модулей: БИГ-Мастер Профи
«Финансовый менеджмент», БИГ-Мастер Профи «Маркетинг-менеджмент», БИГ-Мастер
Профи «Стратегический менеджмент». (Эти модули заменят существующие
сейчас БИГ-Мастер 2.5., БИГ-Мастер 4.3., БИГ-Мастер 3.2).
P.S. Более подробные сведения по сравнению продуктов – БИГ-Мастер 10.3,
Макси и ОРГ-Мастер ПРОФИ приведены здесь:
sravnenie_10_3_and_prof.shtml
P.S. Более подробные сведения о возможностях ПРОФИ по сравнению с другими
продуктами-аналогами представлены в статье - «Сравнительный
анализ инструментальных средств бизнес-инжиниринга»
|